Развитие у детей внимания и памяти

Внимание и память – процессы теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может проходить в полном объеме. Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения ОНР. Наши экспериментальные данные также подтверждают эту связь: у детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90% случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов.

Остановимся на играх и упражнениях, которые эффективно развивают внимание и память детей.

Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам, чтобы они проверили все ли в порядке в одежде товарищей и их собственной, и посоветовали, например, Алеше, что можно еще надеть.

Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: «кто за кем стоял на прошлом занятии?», «кого похвалил музыкальный работник?», «кто лучше всех танцевал?». Это будет иметь и воспитательное значение.

На прогулке можно поиграть в игру «летает – не летает». Воспитатель произносит слова, обозначающие объекты. Если они летают – дети машут руками, если не летают – приседают. По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия. Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями, другими действиями.

Еще одно упражнение, которое можно проделать на прогулке. Воспитатель просит детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, живое, высокое и т.п.). Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.

Во время игры детей в кукольном уголке воспитатель может подойти, переключить их внимание на какой-либо объект и незаметно спрятать 2-3 игрушки среднего размера. А по окончании игры предложить детям догадаться чего не хватает в игровом шкафу, на ковре, на скамеечке и т.п.

Помимо изложенных полезно проводить и традиционные, хорошо известные воспитателям игры: «чего нет?»,»что изменилось?», «что прибавилось?», «разложи предметы так как я скажу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: