Возложение на воспитателя этой задачи, которой, казалось бы, в полном объеме должен был заниматься логопед, связано со спецификой воспитательской деятельности. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с ОНР.
Еще один момент: работая с детьми в продолжении всего дня, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.
Подчеркнем, однако, что не вся словарная работа должна осуществляться воспитателем. Ему следует ограничиться лишь обиходно-бытовой лексикой.
Важно учитывать, что у детей с ОНР снижен познавательный процесс, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к такой работе? Прежде всего необходимо побудить детей слушать и слышать воспитателя, предать словесным упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «кто больше придумает слов?», «кто точнее скажет слово?», «кто быстрее ответит на вопрос?», «кто больше заметит частей предмета?» и т.п.
|
|
В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что им можно делать, что им можно мыть. В живом уголке попросить детей ответить какая белка, что может делать попугайчик, какой аквариум, что делают в нем рыбки и т.п. на улице, во время прогулки, можно спросить детей: «какое небо?», «какой снег на участке?», «какие листья лежат на земле?», «что делают ветер, дождь, снег?» и т.п.
Не следует стремиться для таких словесных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4-5 детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.