Логопед сажает на стол плюшевого мишку с погремушкой, зайку с барабаном, кота с бубном. После этого логопед предлагает детям послушать и запомнить как звучат инструменты. Затем за ширмой звенит погремушкой, бубном, стучит в барабан. Дети отгадывают, что звучит и кто хозяин игрушки.
3. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям при зво
не бубна бежать на цыпочках, а при громких хлопках по нему —
маршировать, высоко поднимая ноги.
4. Игра «Верно или нет?»
Логопед раздает детям по два кружка (красному и зеленому) и предлагает игру: если дети услышат правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем выставляет картинку, на которой нарисованы, например, банан и громко, четко произносит звукосочетания ПАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, БАМАМ и т. п. Дети поднимают соответствующие кружки. Логопед следит за правильностью реакций детей.
5. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.
II период обучения Занятие № 2
Тема: Звук К.
Цели: Учить детей выделять звук К в словах (в конце и середине слов), анализировать обратный слог типа АК, определять наличие или отсутствие звука К в слове.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед просит детей назвать слова
со звуком К. Кто скажет слово, не повторяясь, садится на место.
1. Игра с картинками «День-ночь».
На наборном полотне логопеда 8—10 картинок с изображениями предметов, в названии которых есть звук К (веник, гамак, мак, мука, банка и т.п.). Логопед говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза. В это время он переворачивает две картинки. Логопед говорит «День!». Дети открывают глаза и называют перевернутые картинки по памяти. (Количество картинок можно увеличивать в зависимости от уровня подготовленности детей.)
2. Построение предложений с опорой на предметную кар
тинку.
На наборном полотне — предметные картинки. В названиях, изображенных на них предметов и объектов, присутствует звук К (садик, лютик, кофейник, комок, кубик и т. п.).
Логопед задает ребятам вопрос, не указывая на определенную картинку. Задача детей — выбрать нужный объект и составить предложение. Вопросы, например, такие:
— С чем идет Вика? (С лютиком» кофейником, кубиком и т. п.)
— Откуда идет Вика? (Из садика.)
— К чему подходит Катя? (К кубику, к садику.)
3. Игра «Назови один предмет».
Логопед называет множественное число существительных, в которых нет звука К или он находится в мягком варианте. Задача детей — назвать один предмет так, чтобы в слове появился твердый звук К. Даются слова: фантики, зонтики, огоньки, утята, телята, бублики.
4. Динамическая пауза. Дети повторяют движения логопеда, а во второй раз и стихи:
АК — АК— АК. Вот какой гамак (три хлопка, руки в стороны).
Ш *- ОК — ОК. Вот какой комок
(три хлопка, присесть, «лепить» снежок).
УК — УК — УК. Обломился сук (три хлопка, руки вверх-вниз). •
По окончании физкультминутки логопед просит назвать слова, в которых дети услышали звук К.
5. Анализ обратного слога.
С помощью символов логопед анализирует с детьми слоги АК, ОК, УК, ИК.
6. Логопед читает короткие стихи и просит детей выбрать
слова со звуком К:
Раз паук на лук и мак сеть повесил, как гамак.
Лег в гамак паук-чудак, не найти его никак.
7. Игра «Назови ласково».
Логопед называет слова без звука К и просит детей назвать данный предмет ласково, тогда сразу появится звук К. Даются слова: бант, самолет, винт, гном, мост, дом, пень.
8. У детей на столах разложены картинки с изображением одного или двух предметов, в названиях которых есть звук К. Логопед просит поставить картинки на наборное полотно справа, если про предмет можно сказать один, и слева, если можно сказать одна.
Слова, например, такие: сук, банка, ветка, нитка, каток, моток и т. п. (Отметим, что хуже всего дети с общим недоразвитием речи воспринимают звук К в начале слова, поэтому такие слова на данном этапе не даются.)
9. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.