Цели: Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, изображенные события на которой — конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, правильно строить длинные фразы с включением: определения. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед предлагает подобрать слова с противоположным значением к называемым им:
отнимать — давать;
опускать — поднимать;
падать — вставать;
ссориться — мириться;
смеяться — плакать;
кричать — молчать;
открывать — закрывать и т. п.
Те, кто правильно отвечают, садятся на свои места.
1. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой изображена девочка с полной корзиной грибов, дающая плачущему мальчику гриб.
Логопед задает ребятам вопросы до картинке:
— Когда это было?
— Куда пошли мальчик и девочка?
— Что они собирали?
— Почему мальчик заплакал?
— Что сделала девочка?
— Что сказал ей мальчик?
— Как поступила девочка? (Отрабатываются варианты ответов.)
На этом этапе обучения желательно уделить внимание составлению предложений с включением нескольких определений:
|
|
— Какой был день? (Ясный, солнечный, жаркий, летний и т. п.)
— Какие грибы собирала девочка? (Крепкие, большие, красивые, белые и т. п.)
— Какая девочка поделилась грибами? (Добрая, чуткая, внимательная, заботливая).
Новые, трудные слова проговариваются хором, их значение уточняется. При составлении предложений обращается внимание на то, что определяемое слово стоит в конце предложения.
2. Для развития внимания можно провести игру с мячом. Логопед бросает мяч и просит поймавшего его ребенка сказать два-три слова на заданную тему и называет обобщение: лесное животное (лесное растение, лесная птица, лесная ягода, лесной цветок и т. п.).
Для развития словесно-логического мышления проводится игра «Лишний плод». Логопед произносит: «Шишка, земляника, орех, малина (или более трудный вариант: земляника, малина, орех, гриб)».
При затруднениях детей с ответом логопед задает наводящие вопросы: «Что из этих плодов едят? Что не едят? Что едят сырым и что только после варки и жаренья?» и т. п.
4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение, сопровождая его показом соответствующих действий, которые дети повторяют вслед за ним:
Лена с Витей в лес пошли,
Всю поляну обошли,
К старой елке подошли
И огромный гриб нашли.
После 2-го показа можно попросить детей назвать похожие действия.
5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и просит составить интересные, выразительные, точные и полные рассказы. Логопед опрашивает трех-четырех детей. К оценке их
рассказов привлекаются остальные ребята. При необходимости логопед дает короткий вопросный план: «Что дети делали в лесу? Почему заплакал мальчик? Что сделала девочка?»
6. Подводится итог занятия оценивается деятельность детей.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ