Тема: Звук О.
Цели: Учить детей выделять звук О в начале слов, выделять слова со звуком О. в стихах и рассказе. Продолжать учить детей анализу и синтезу звукосочетаний из трех гласных типа АОУ.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому из детей, кто повторит три похожих слова: дом — сом.— ком (он — ох ', осы — овцы — косы и т. п.).
1. Логопед объясняет, что сегодня дети узнают новый звук. | Его можно петь, тянуть, его легко говорить. Предлагает по артикуляции угадать этот звук. Затем уточняет аналоги звука О: так
удивляется мама, когда сын убрал игрушки; так радуется девочка кукле Барби и т. п. Дети выразительно, с соответствующей интонацией произносят звук О.
По просьбе логопеда звук О произносится детьми (по одному и хором) высоким голосом (низким голосом, тихо, громко). Логопед уточняет артикуляцию и показывает зрительный символ звука О.
2. Анализ и синтез сочетания из трех гласных звуков.
У детей на столах по три-четыре зрительных символа гласных звуков. Логопед предлагает выложить из них следующие сочетания: ОАУ, АОУ, ОИУ, УОА и т. п. Затем дети анализируют звуковые сочетания с помощью зрительной опоры (какой звук 1-й, какой 2-й, какой 3-й) и воспроизводят их целиком, «читают».
|
|
3. Выделение первого звука в словах на О.
Логопед по одной выставляет на наборное полотно картинки. В названии предмета или объекта, изображенного на картинке, первый звук — О. Например: осы, ослик, осень, овцы, обруч, озеро, остров и т. п. (Новые и сложные понятия уточняются и проговариваются хором.) Часть этих слов детям предлагается включить в предложение в измененном падеже. Например, слово ослик. Логопед спрашивает:
— Кого увидели дети? (Ослика.)
— На ком поехали дети? (На ослике.)
— Кому дети дали сено? (Ослику.) и т. п.
Таким же образом можно изменять слова окунь, обувь, остров и т. п.
4. Игра с картинками «Раз, два, три».
Для лучшего запоминания новых слов, начинающихся на звук О, логопед просит детей называть только те картинки, которые он покажет, и точно в том же порядке. Затем поочередно показывает три картинки из восьми-девяти, произнося только «раз, два, три».
Дети должны в том же порядке воспроизвести три слова, при произнесении которых обязательно делается акцент на звук О.
5. Логопед читает рассказ:
— Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали очень маленького окуня и видели облако, похожее на ослика.
Детям предлагается отобрать слова, начинающиеся на звук О.
6. Динамическая пауза. Логопед объясняет, что есть очень маленькие слова, в которых первый звук — О. Затем изображает и комментирует действия, соответствующие этим словам-междометиям:
|
|
0X1 (Идет старушка, согнувшись.)
ОЙ! (Упала чашка и разбилась.)
ОП! (Произносит танцор, разводя руки в стороны.)
Дети повторяют действия логопеда и короткие слова к ним.
7. Логопед предлагает детям выбрать из коротких стишков слова со звуком О:
Ослик в озеро забрался: Он от ос в воде скрывался. Ослик очень любит осень. Ох, как много летом ос, Очень больно жалят нос.
(Если дети называют слова со звуком О в середине, это поощряется логопедом.)
8. Игра «Раз, два, три, картинку подними».
У детей на столах картинки, на которых названия изображенных предметов не всегда содержат звук О. Например: туфли, ванна, кит, тапки, ослик, облако и т. п.
Логопед просит на счет «три» поднять картинки только тех детей, у кого в слове, обозначающем название изображенного предмета, есть звук О.
9. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.