Для получения сплавов титан легируют Al, Mo, V, Mn, Cr, Sn, Fe, Zr, Nb. Титан легируют для улучшения механических свойств, реже — для повышения коррозионной стойкости. Удельная прочность титановых сплавов выше, чем легированных сталей.
Титановые сплавы классифицируют также по технологии производства (деформируемые, литейные, порошковые), по физико-химическим, в том числе механическим, свойствам (высокопрочные, обычной прочности, высокопластичные, жаропрочные, коррозионностойкие).
Термическая обработка титановых сплавов.
1. Рекристаллизационный (простой) отжиг.
2. Изотермический отжиг обеспечивающий высокую пластичность и термическую стабильность.
3. Двойной ступенчатый отжиг.
4. Неполный отжиг при 500-680 °С с целью снятия возникающих при механической обработке остаточных напряжений.
5. Упрочняющая термическая обработка (закалка с последующим искусственным старением или отпуском)
Титан и его сплавы маркируют буквами ВТ и порядковым номером: ВТ1-00, ВТ3-1, ВТ-4, ВТ8. Пять титановых сплавов обозначаются иначе: ОТ4, ОТ4-0, ОТ-4-1, ПТ-7М, ПТ-3В
|
|
Применение сплавов титана. Из сплавов титана изготавливают: обшивку самолетов, морских судов, подводных лодок; корпуса ракет и двигателей; диски и лопатки стационарных турбин и компрессоров авиациониыщ двигателей; гребные винты; баллоны для сжиженных газов; емкости для агрессивных химических сред.
Магний и сплавы на его основе: свойства магния; классификация магниевых сплавов. Маркировка. Выбор режимов термообработки. Применение.
Магний – сверхлегкий металл, легче алюминия, плотность 1,74 г/см3, температура плавления 651 оС. Химически чрезвычайно активен, при нагреве на воздухе воспламеняется и горит ослепительно белым пламенем, раньше использовался в качестве вспышки при фотографировании. В качестве конструкционных материалов используют сплавы магния. Сваривать его нельзя, поэтому из них делают несварные детали и обшивку для сверхлегких самолетов, гоночных машин, картеры двигателей, корпуса компрессоров, легкие фермы, челноки ткацких станков.