Возьмем для примера фразу, в которой содержатся четыре чередующихся артикля: Не could not forget the face of a girl in Moscow with the profile of a Greek statue. Он не мог забыть лица увиденной им в Москве девушки с профилем греческой статуи.
Будем рассуждать об артиклях этого предложения. Что получилось бы, если бы английский автор перед словом лицо поставил неопределенный артикль? Смысл был бы таким: «Он не мог забыть одного из лиц девушки»(?!) Но когда речь идет о человеке или предмете единственном в своем роде, то употребляется только определенный артикль. Следовательно, лицо и профиль в данной фразе требуют определенного артикля.
Перед греческой статуей, наоборот, можно поставить только неопределенный артикль, потому что даже до нынешнего времени сохранилось много таких статуй. Поставив перед греческой статуей определенный артикль, автор попал бы в смешное положение человека, который как-то видел одну греческую статую, скажем, Праксителя, и решил, что за многовековую историю Греции создана только эта.
Как выбрать артикль перед словом девушка?
Казалось бы, невозможно на основании одной только фразы разгадать, имела ли эта встреча продолжение, или это было «чудным мгновением», которое растворилось, и в памяти осталась только четкая классическая линия ее профиля.
И вот оказывается - как все просто! Если, говоря эту фразу, человек скажет the girl, значит продолжение было! Какое — сказать трудно, но ясно, что некоторое время, может быть, эта москвичка была его моделью, если он художник, или его музой, если он поэт, или его другом, если он был одинок и разочарован.
А вот если, вспоминая о ней, он сказал a girl, то сама неопределенность воспоминания говорит о том, что встреча была мимолетной. Возможно, девушка и не знала, какое впечатление она произвела на мимоходом встреченного человека, который, однако, «в тревоге мирской суеты» не может забыть полюбившийся ему профиль. Свое, чуть слышное, но авторитетное слово скажет артикль. Так не будем же, путая артикли, искажать мысли и чувства свои и чужие, называя постоянным то, что мимолетно, и наоборот.
32 ♦ Reviewing Some Basic Facts about the English Language
Упражнение 14. 1) Прочтите текст и скажите:
1. What do you know about Andreas Vesalius? 2. What did William Harvey discover? 3. Who invented the microscope?
2) Объясните артикли или их отсутствие перед выделенными именами существительными. (См. Грамматический справочник, § 2.)