Части трагедии. Герои трагедии

XII. О частях трагедии, которыми должно пользоваться как основными ее

элементами, мы сказали раньше; по объему же ее отдельные подразделения

следующие: пролог, эписодий, эксод и хоровая часть, разделяющаяся в свою

очередь на парод и стасим; последние части общи всем хоровым песням,

особенность же некоторых составляет пение со сцены и коммосы.

Пролог - целая часть трагедии до появления хора, эксод - целая часть

трагедии, после которой нет песни хора; эписодий - целая часть трагедии

между цельными песнями хора; из хоровой же части парод - первая целая речь

хора; стасим - хоровая песня без анапеста {Анапест - стихотворный размер,

где в трехсложной стопе первые два слога краткие, а последний - долгий,

составляющий сильную часть стопы.} и трохея {Трохей - стихотворный размер,

где в двухсложной стопе первый слог, составляющий сильную часть стопы, -

долгий ударяемый, а второй - краткий.}, а коммос - общая печальная песнь

хора и актеров...

XIII....Прежде всего ясно, что не следует изображать благородных людей

переходящими от счастья к несчастью, так как это не страшно и не жалко, но

отвратительно, ни порочных (переходящими) от несчастья к счастью, ибо это

менее всего трагично, так как не заключает в себе ничего, что (для этого)

необходимо, то есть не возбуждает ни чувства справедливости, ни сострадания,

ни страха; наконец, вполне негодный человек не должен впадать от счастья в

несчастье, так как подобное стечение (событий) возбуждало бы чувство

справедливости, но не сострадания и страха: ведь сострадание возникает к

безвинно несчастному, а страх - перед несчастьем нам подобного;

следовательно (в последнем случае), происшествия не возбудят в нас ни

жалости, ни страха...

Итак, остается (герой), находящийся в середине между этими. Таков тот,

кто не отличается (особенной) добродетелью и справедливостью и впадает в

несчастье не по своей негодности и порочности, но по какой-нибудь ошибке,

тогда как прежде был в большой чести и счастье, каковы, например, Эдип,

Тиест и выдающиеся лица подобных родов.

Необходимо, чтобы хорошо составленная фабула была скорее простой, чем

двойной, как утверждают некоторые, и чтобы судьба изменялась в ней не из

несчастья в счастье, а наоборот, - из счастья в несчастье, не вследствие

порочности, но вследствие большой ошибки лица, подобного только что

описанному или скорее лучшего, чем худшего. Это подтверждается и историей:

прежде поэты отделывали один за другим первые попавшиеся мифы, ныне уже

лучшие трагедии слагают в кругу немногих домов, например Алкмеона, Эдипа,

Ореста, Мелеагра, Тиеста, Телефа и всех других, которым пришлось перенести

или совершить ужасное. Поэтому ошибаются порицающие Еврипида за то, что он

делает это в своих трагедиях и что многие его пьесы кончаются несчастьем, и

Еврипид оказывается трагичнейшим из поэтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: