XII. О частях трагедии, которыми должно пользоваться как основными ее
элементами, мы сказали раньше; по объему же ее отдельные подразделения
следующие: пролог, эписодий, эксод и хоровая часть, разделяющаяся в свою
очередь на парод и стасим; последние части общи всем хоровым песням,
особенность же некоторых составляет пение со сцены и коммосы.
Пролог - целая часть трагедии до появления хора, эксод - целая часть
трагедии, после которой нет песни хора; эписодий - целая часть трагедии
между цельными песнями хора; из хоровой же части парод - первая целая речь
хора; стасим - хоровая песня без анапеста {Анапест - стихотворный размер,
где в трехсложной стопе первые два слога краткие, а последний - долгий,
составляющий сильную часть стопы.} и трохея {Трохей - стихотворный размер,
где в двухсложной стопе первый слог, составляющий сильную часть стопы, -
долгий ударяемый, а второй - краткий.}, а коммос - общая печальная песнь
хора и актеров...
XIII....Прежде всего ясно, что не следует изображать благородных людей
переходящими от счастья к несчастью, так как это не страшно и не жалко, но
отвратительно, ни порочных (переходящими) от несчастья к счастью, ибо это
менее всего трагично, так как не заключает в себе ничего, что (для этого)
необходимо, то есть не возбуждает ни чувства справедливости, ни сострадания,
ни страха; наконец, вполне негодный человек не должен впадать от счастья в
несчастье, так как подобное стечение (событий) возбуждало бы чувство
справедливости, но не сострадания и страха: ведь сострадание возникает к
безвинно несчастному, а страх - перед несчастьем нам подобного;
следовательно (в последнем случае), происшествия не возбудят в нас ни
жалости, ни страха...
Итак, остается (герой), находящийся в середине между этими. Таков тот,
кто не отличается (особенной) добродетелью и справедливостью и впадает в
несчастье не по своей негодности и порочности, но по какой-нибудь ошибке,
тогда как прежде был в большой чести и счастье, каковы, например, Эдип,
Тиест и выдающиеся лица подобных родов.
Необходимо, чтобы хорошо составленная фабула была скорее простой, чем
двойной, как утверждают некоторые, и чтобы судьба изменялась в ней не из
несчастья в счастье, а наоборот, - из счастья в несчастье, не вследствие
порочности, но вследствие большой ошибки лица, подобного только что
описанному или скорее лучшего, чем худшего. Это подтверждается и историей:
прежде поэты отделывали один за другим первые попавшиеся мифы, ныне уже
лучшие трагедии слагают в кругу немногих домов, например Алкмеона, Эдипа,
Ореста, Мелеагра, Тиеста, Телефа и всех других, которым пришлось перенести
или совершить ужасное. Поэтому ошибаются порицающие Еврипида за то, что он
делает это в своих трагедиях и что многие его пьесы кончаются несчастьем, и
Еврипид оказывается трагичнейшим из поэтов.