Просматривается хищный зверь, роскошная, похотливо блуждающая в поисках
Добычи и победы белокурая бестия; этой скрытой основе время от времени
Потребна разрядка, зверь должен наново выходить наружу, наново возвращаться
В заросли - римская, арабская, германская, японская знать, гомеровские
Герои, скандинавские викинги - в этой потребности все они схожи друг с
Другом. Благородные расы, именно они всюду, где только ни ступала их нога,
оставили за собою следы понятия "варвар"; еще и на высших ступенях их
Культуры обнаруживается сознание этого и даже надмевание (когда, например,
Перикл говорит своим афинянам в той прославленной надгробной речи: "Ко всем
Странам и морям проложила себе путь наша смелость, всюду воздвигая себе
непреходящие памятники в хорошем и плохом"). Эта "смелость" благородных рас,
Безумная, абсурдная, внезапная в своих проявлениях, сама непредвиденность и
Неправдоподобность их предприятий - Перикл особенно выделяет беспечность
|
|
афинян, - их равнодушие и презрение к безопасности, телу, жизни, удобствам;
Их ужасная веселость и глубина радости, испытываемой при всяческих
Разрушениях, всяческих сладострастиях победы и жестокости, - все это
сливалось для тех, кто страдал от этого, в образ "варвара", "злого врага",
скажем "гота", "вандала". Глубокое ледяное недоверие, еще и теперь
Возбуждаемое немцем, стоит только ему прийти к власти, - является все еще
Неким рецидивом того неизгладимого ужаса, с которым Европа на протяжении
Столетий взирала на свирепства белокурой германской бестии (хотя между
Древними германцами и нами, немцами, едва ли существует какое-либо идейное
Родство, не говоря уже о кровном). Однажды я обратил внимание на затруднение
Гесиода, когда он измыслил последовательность культурных эпох и силился
Выразить их в золоте, серебре, меди: ему удалось справиться с противоречием,
На которое он натолкнулся в великолепном и в то же время столь ужасном,
Столь насильственном мире Гомера, не иначе как сделав из одной эпохи две и
Заставив их следовать друг за другом - сначала век героев и полубогов Трои и
Фив, каковым мир этот и сохранился в памяти благородных поколений, имевших в
Нем собственных предков; затем медный век, каковым тот же мир предстал
Потомкам растоптанных, ограбленных, поруганных, угнанных в рабство и
Проданных: век меди, как было сказано, твердый, холодный, жестокий,