воздух! Скверный воздух! То, что ко мне приближается нечто неудавшееся; то,
что я вынужден обонять потроха неудавшейся души!.. Чего только не вынесешь
Из нужды, лишений, ненастья, хвори, невзгод, изоляции? В сущности, со всем
Этим удается справиться, если ты рожден для подземного и ратного
Существования; все снова и снова выходишь на свет, снова переживаешь золотой
Час победы - и тогда стоишь там, первородный, несокрушимый, напряженный,
Изготовившийся к новому, к более трудному, более далекому, точно лук,
Который лишь туже натягивается всяческой нуждой. - Но время от времени дайте
Же мне - допустив, что существуют небесные воздаятельницы, по ту сторону
Добра и зла, - взглянуть, лишь одни раз взглянуть на что-либо совершенное,
До конца удавшееся, счастливое, могущественное, торжествующее, в чем было бы
еще чего страшиться! На какого-либо человека, который оправдывает человека,
На окончательный и искупительный счастливый случай человека, ради которого
|
|
можно было бы сохранить веру в человека!.. Ибо так обстоит дело: измельчание
И нивелирование европейского человека таит в себе величайшую нашу опасность,
ибо зрелище это утомляет... Нынче мы не видим ничего, что хотело бы вырасти;
Мы предчувствуем, что это будет скатываться все ниже и ниже, в более жидкое,
Более добродушное, более смышленое, более уютное, более посредственное,
Более безразличное, более китайское, более христианское - человек, без
всякого сомнения, делается все "лучше"... Здесь и таится рок Европы - вместе
Со страхом перед человеком мы утратили и любовь к нему, уважение к нему,
Надежду на него, даже волю к нему. Вид человека отныне утомляет - что же
Такое сегодня нигилизм, если не это?.. Мы устали от человека...
- Но вернемся назад: проблема другого источника "добра", добра, как его
Измыслил себе человек ressentiment, требует подведения итогов. - Что ягнята
Питают злобу к крупным хищным птицам, это не кажется странным; но отсюда
Вовсе не следует ставить в упрек крупным хищным птицам, что они хватают
маленьких ягнят. И если ягнята говорят между собой: "Эти хищные птицы злы; и
Тот, кто меньше всего является хищной птицей, кто, напротив, является их
противоположностью, ягненком, - разве не должен он быть добрым?" - то на
Такое воздвижение идеала нечего и возразить, разве что сами хищные птицы
взглянут на это слегка насмешливым взором и скажут себе, быть может: "Мы
Вовсе не питаем злобы к ним, этим добрым ягнятам, мы их любим даже: что
может быть вкуснее нежного ягненка". - Требовать от силы, чтобы она не