более жуткого, чем его мнемотехника. "Вжигать, дабы осталось в памяти: лишь
то, что не перестает причинять боль, остается в памяти" - таков основной
Тезис наидревнейшей (к сожалению, и продолжительнейшей) психологии на земле.
Можно даже сказать, что всюду, где нынче существует еще на земле
Торжественность, серьезность, тайна, мрачные тона в жизни людей и народов,
Там продолжает действовать нечто от того ужаса, с которым некогда повсюду на
Земле обещали, ручались, клялись: прошлое, отдаленнейшее, глубочайшее,
Суровейшее прошлое веет на нас и вспучивается в нас, когда мы делаемся
"серьезными". Никогда не обходилось без крови, пыток, жертв, когда человек
Считал необходимым сотворить себе память; наиболее зловещие жертвы и залоги
(сюда относятся жертвоприношения первенцев), омерзительные увечья (например,
Кастрации), жесточайшие ритуальные формы всех религиозных культов (а все
Религии в глубочайшей своей подоплеке суть системы жестокостей) - все это
|
|
Берет начало в том инстинкте, который разгадал в боли могущественнейшее
Подспорье мнемоники. В известном смысле сюда относится вся аскетика: нужно
Было сделать несколько идей неизгладимыми, постоянно присущими,
незабвенными, "навязчивыми" в целях гипнотизации всей нервной и
интеллектуальной системы посредством этих "навязчивых идей" - аскетические
Же процедуры и жизненные формы служат средством к тому, чтобы избавить эти
Идеи от конкуренции со всеми прочими идеями, чтобы сделать их
"незабвенными". Чем хуже обстояло "с памятью" человечества, тем страшнее
Выглядели всегда его обычаи; суровость карающих законов, в частности,
Является масштабом того, сколько понадобилось усилий, чтобы одержать верх
Над забывчивостью и сохранить в памяти этих мимолетных рабов аффекта и
Вожделения несколько примитивных требований социального сожительства. Мы,
Немцы, явно не считаем себя особенно жестоким и бессердечным народом и уж
Тем более особенно ветреным и беспечным; но пусть только взглянут на наши
Старые уложения о наказаниях, чтобы понять, каких усилий на земле стоит
выдрессировать "народ мыслителей" (я хочу сказать, народ Европы, в котором и
По сей день можно сыскать еще максимум доверия, серьезности, безвкусицы и
Деловитости и который в силу этих свойств присваивает себе право расплодить
В Европе целый питомник мандаринов). Эти немцы ужасными средствами сколотили
Себе память, чтобы обуздать свои радикально плебейские инстинкты и их