следующим образом: "аскетический священник всякий раз извлекал себе выгоду
из воодушевления, свойственного всем сильным аффектам". Но к чему,
Спрашивается, ласкать и без того изнеженные уши наших современных
Маменькиных сынков? К чему бы нам, с нашей стороны, уступать хотя бы на одну
Пядь их словесничающему тартюфству? Для нас, психологов, это было бы
Тартюфством дела, не говоря уже о том, что нас тошнило бы от этого. Если
Психолог может нынче хоть в чем-либо проявить свой хороший вкус (- другие,
Должно быть, сказали бы: честность), то не иначе как противясь позорным
Образом обмораленному жаргону, которым, точно слизью, обволакиваются
Постепенно все современные суждения о человеке и вещах. Ибо не следует
Обманываться на этот счет: что составляет характернейший признак современных
Душ, современных книг, так это не ложь, а заядлая невинность в
морализирующей изолганности. Разоблачать эту "невинность" на каждом шагу -
|
|
Таков, должно быть, наиболее отталкивающий пласт нашей работы, всей этой
Далеко не благонадежной работы, которую нынче берет на себя психолог; пласт
Нашей великой опасности - путь, ведущий, должно быть, нас самих к великому
Отвращению... Я не сомневаюсь, на что единственно пригодились бы, могли бы
Пригодиться современные книги (допустив, что на их долю выпадет долгий век,
Чего, правда, нет причин опасаться, и допустив равным образом, что некогда
Появится потомство с более строгим, более суровым, более здоровым вкусом) -
На что могло бы пригодиться этому потомству все современное вообще: на
Рвотные средства - и именно в силу своей моральной подслащенности и
Лживости, своего интимнейшего феминизма, который охотно именует себя
"идеализмом" и во всяком случае считает себя таковым. Наши нынешние
образованные, наши "добрые" не лгут - это правда; но это не делает им чести!
Настоящая ложь, ложь доподлинная, энергичная, "честная" (о ценности которой
Послушать бы вам Платона) была бы для них чем-то чересчур строгим, чересчур
крепким; она потребовала бы от них того, чего требовать от них нельзя:
открыть глаза на самих себя, научиться отличать "истинное" от "ложного" в
Самих себе. Им к лицу лишь бесчестная ложь; все, что нынче ощущает себя
"добрым человеком", совершенно неспособно относиться к какой-либо вещи
Иначе, чем бесчестно-изолгавшись, бездонно-изолгавшись, но и в то же время