Вопросы к экзамену по антропологии. 1. Становление антропологии как науки

1. Становление антропологии как науки. Ее место в системе науке и практике

Самостоятельной наукой, признанной как реальное научное человековедение, антропология стала благодаря Чарльзу Дарвину (1809—1882) лишь в середине XIX в. Свои представления о человеке, его развитии, изучающей его науке — антропологии Ч.Дарвин изложил в различных публикациях, прежде всего, в основном труде своей жизни «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). В результате антропология стала интегратором различных наук, занимавшихся человеком. Уже к концу XIX в. антропологи исследовали:

естественную историю человека (его эмбриологию, биологию, анатомию, психологию);

· палеонтологию (предысторию и первобытность человека);

· этнологию (распространение вида на Земле, поведение и обычаи разных племен и народов);

· мифологию (историю возникновения, развития и взаимодействия религий);

· социологию (отношения людей между собой в различных группах и объединениях);

· демографию (закономерности воспроизводства человека);

· медицинскую географию (воздействие на человека климата, атмосферных явлений, а также географическую и этнографическую патологию);

· лингвистику (образование языков и их связи между собой, легенды, мифы, фольклор) и многое другое.

Проводя свои исследования, антропологи активно использовали данные археологии, истории, психологии, этнографии и других наук, выявлявших прошлое и настоящее человека.

2. Схемы нормальных конституций (соматотипов)

В схеме Сиго конституция человека рассматривается как результата адаптации к разным аспектам жизнедеятельности: мышечной деятельности, мышлению, дыханию, пищеварению. Выделено 4 типа конституции человека:

· Мускулярный, отличающийся средней грудной клеткой с прямым углом, плоским животом, широкими плечами, сильным развитием мускулатуры, прямоугольным лицом с равным развитием трех частей.

· Церебральный, характеризующийся тонким скелетом, слабой мускулатурой, короткими тонкими конечностями, сильным развитием верхней части лица; этот тип часто встречается у интеллигенции.

· Респираторный, для которого характерны длинная грудная клетка с острым углом, пониженное жироотложение, малый живот, длинные конечности, значительное развитие средней части лица.

· Дигестивный, характеризующийся короткой грудной клеткой с тупым углом, большим животом, повышенным жироотложением, сильно развитой нижней частью лица.

2. В схеме Э. Кречмера выделяется три типа конституции человека:

· Астенический – с плоской длинной грудной клеткой с острым углом, слабым жироотложением и слабой мускулатурой, длинными тонкими конечностями, яйцевидной головой, угловым профилем, узким лицом.

· Атлетический – с широкими плечами, широкой выпуклой грудной клеткой, узким тазом, крепкой мускулатурой и развитым скелетом, крепкими конечностями с большой нижней челюстью.

· Пикнический – с короткой широкой грудной клеткой с тупым углом, большим животом, сильно развитым жироотложением, относительно короткими конечностями, короткими и широкими кистями и стопами, короткой и округлой головой, широким лицом.

3. Схема Бунака в целом похожа на предыдущую схему. Она также выделяет три типа конституции человека:

· Грудной – со слабым жироотложением и слабой мускулатурой, плоской грудной клеткой с острым углом, впалым или прямым животом, сутулой спиной.

· Мускульный - со слабым или среднем жироотложением, сильной мускулатурой, цилиндрической грудной клеткой с прямым углом, прямыми животом и спиной.

· Брюшной - с сильным жироотложением, слабой или средней мускулатурой, конической грудной клеткой с тупым углом, выпуклым животом.

Все выше указанные схемы разработаны на основе изучения морфологии мужчин. Для женщин предложены другие схемы.

Схема И.Б.Галанта. Автором выделено три класса типов конституции, различающихся по общему телосложению:

· Лептосомные – узкосложенные с небольши развитием скелета и мышц;

· Мезосомные – среднесложенные со средним развитием скелета и мышц;

· Мегалосомные – крепкосложенные с большим развитием скелета и мышц.

К лептосомному классу относятся:

1. астенический тип, характеризующийся слабым развитием жироотложения и мускулатуры, узкой длинной грудной клеткой с острым углом, втянутым животом, узким тазом, длинными тонкими конечностями, узким лицом с угловым профилем;

2. стенопластический тип – все компоненты сложения развиты в большей степени чем у астенического типа; лицо продолговатое, профиль неугловой. Это тип красивой узкосложенной женщины (Венера Медицейская).

Среди мезосомных типов выделяются:

1. пикнический тип с хорошим жироотложением, цилиндрической или конической грудной клеткой, широким тазом, округлыми плечами, круглым животом, округлыми бедрами, короткими конечностями, небольшими кистями и стопами, округлой головой и лицом; это тип красивой полной женщины (Венера Милосская);

2. мезопластический тип отличается от предыдущего типа несколько слабым развитием жироотложения и более сильно развитыми мускулатурой и скелетом, цилиндрической грудной клеткой, мышечным рельефом, широкоскулым и угловатым лицом (это тип женщины-работницы).

Среди мегалосомных типов выделяются:

1. эурипластический тип – с сиьным развитием всех тканевых компонентов, конической грудной клеткой, выступающим животом (тип тучной астенички);

2. субатлетический тип, характеризующийся относительно сильным развитием скелета и мышц, больши развитием жироотложения, цилиндрической или уплощенной грудной клеткой, слегка выступающим животом (тип высокой стройной женщины при крупном телосложении);

3. атлетический тип с сильным развитием скелета и мускулатуры и слабым жироотложением, отчетливым рельефом мышц, широкими плечами, узким тазом (редкий тип).

Схемы нормальных конституций детей по В.Г.Штефко и А.Д.Островскому. Авторы разделили детей по морфологическим признакам на 6 типов:

· Торакальный тип характеризуется сильно развитой грудной клеткой в длину, небольшим животом, хорошо развитыми частями лица, которые принимают участие в дыхании.

· Дигестивный тип обладает развитой нижней частью лица, расходящимися ветвями нижней челюсти (лицо формы усеченной пирамиды), короткой шеей, широкой и короткой грудной клеткой, сильно развитым животом, выраженными жировыми складками, тупым надчревным углом.

· Абдоминальный тип отличается от предыдущего значительным развитием живота при малой грудной клетке, но жировой слой развит умеренно.

· Мышечный тип характеризуется квадратным или округлым лицом, равномерно развитым туловищем, средним надчревным углом, широкими и высокими плечами, грудной клеткой средней длины, резко выраженными контурами мышц.

· Астеноидный тип – с тонким скелетом и длинными нижними конечностями, узкой грудной клеткой, острым надчревным углом, слабо развитым животом.

· Неопределенный тип – по набору признаков нельзя отнести к какому-либо из вышеперечисленных типов.

Схема Малиновского-Рогинского. На основании изучения корреляции различных признаков была построена двухкоординатная схема, учитывающая преимущественно развитие скелета. В соответствии с этой схемой выделяются следующие оси: астено-пикноморфная, показывающая уровень питания людей, и атлетико-церебральная, показывающая уровень развития скелета.

Рис.1 Двухкоординатная схема Малиновского-Рогинского

Атлетический тип

 
 


Астенический тип Пикнический тип

Церебральный тип

Третья схема Бунака. На основании изучения корреляции признаков была построена трехкоординатная схема, в которой две оси считаются основными: ось развития жироотложения и ось развития мускулатуры. В трехкоординатной схеме Бунака выделяются 9 типов конституций человека (таблица 1).

Таблица 1. Трехкоординатная схема Бунака

Жироотложение Тонус мускулатуры
Слабый Средний Сильный
Малое Слабый грудной Грудной Мускульно-грудной
Среднее Грудно-брюшной Грудно-мускульный Мускульный
Большое Брюшной Брюшно-мускульный Мускульно-брюшной

В схеме У.Шелдона выделяют три параметра телосложения: эндоморфия (сильное развитие эндодермальных тканей), мезоморфия (сильное развитие мезодермальных тканей) и эктоморфия (сильное развитие эктодермальных тканей).

Эндоморфия характеризуется округлостью тела и его частей, развитием жира и системы пищеварения, круглой головой и круглым лицом, круглым животом, тонкими запястьями и лодыжками, толстым и нешироким тазом.

Для мезоморфии характерны развитие скелета и мускулатуры, прямоугольное очертание тела и его сегментов, кубические голова и лицо, широкие плечи, широкое, но не толстое тело.

Эктоморфия характеризуется высокой степенью развития нервной системы и кожных покровов, вытянутым телом и его частями, хрупкостью, узкой плоской грудной клеткой и животом, тонкими и длинными конечностями, слабой мускулатурой и слабым жироотложением, длинной головой, вытянутым лицом, угловым профилем.

При оценке индивидуума определяют степень развития каждого качества в баллах (от 1 до 7). Среднее развитие обозначается баллом 4. В результате телосложение описывается через соматотип (морфологическая или анатомическая конституция человека), характеризующийся развитием мускулатуры, скелета, жироотложения в зависимости от особенностей обмена веществ. Данная схема широко используется в практике. В настоящее время она модифицирована (схема Хит-Картера). Размеры тела оцениваются по баллам при помощи таблиц или компьютерных программ. Данная схема, несмотря на недостатки, наиболее популярна в мире.

В схеме Конрада выделяют две оси, характеризующие общий уровень развития тканей, в основном, костно-мышечных.

В схеме Цересена выделяют две оси: астено-пикноморфии и андро-гинекоморфии. Для мужчин типична андроморфия, но в случае широко таза, узких плеч, большого жироотложения и слабой мускулатуры говорят о гинекоморфии. Женщинам свойственна пикноморфия, но в случае узкого таза, широких плеч, сильной мускулатуры, малого жироотложения говорят об астеноморфии.

В схеме Кнуссмана выделяют две оси: астено-пикно-морфии и макро-микросомии. Вторая ось характеризует общую величину тела.

3. Предмет, задачи и методы антропологии

Предметом изучения биологической (или физической) антропологии является многообразие биологических признаков человека во времени и пространстве.

Задача биологической антропологии – выявление и научное описание изменчивости (полиморфизма) ряда биологических признаков человека и систем этих (антропологических) признаков, а также выявление причин, обусловливающих это многообразие.

4. Морфологическая, функциональная конституции

Морфологические признаки, используемые при определении конституции человека

Существует много схем конституций человека, созданных разными авторами. Ученые при разработке схем конституций используют следующие признаки:

1. Форма грудной клетки. Учитывается общая форма и угол Шарпи (угол схождения нижних ребер). По этим признакам выделяется плоская, цилиндрическая и коническая грудная клетка.

2. Форма живота. Выделяется впалый, прямой и выпуклый живот.

3. Величина жироотложения.

4. Развитие мускулатуры.

5. Тонус мышц и кожи.

5. История антропологии

Термин “Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно

“наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука). Его первое

использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово

преимущественно при изучении духовной природы человека. Целью антропологии, по Дарвину, являлось полное постижение особенностей уникального вида Хомо Сапиенс — человека разумного, являющегося высшим звеном в эволюции живого. Для реализации этой цели стали интенсивно проводиться исследования морфологических, анатомических, физиологических особенностей людей, живущих в разных климатических условиях, представляющих разные (преимущественно примитивные) культуры, народы и расы. Антропологи тщательно измеряли параметры внешнего облика представителей различных племен и народов, из-за чего новую науку стали называть физическая антропология. Но для них было важно и изучение ритуалов и традиций, в том числе и воспитательных, способов организации быта, включения отдельного человека в жизнь сообщества, взаимосвязи его членов между собой и многих других вопросов, без которых невозможно понять происхождение и особенности Хомо Сапиенс.

6. Основные разделы антропологии – антропогенез, этническая антропология (расоведение), морфология человека: краткое описание

Антропогене́з[1] — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Этническая антропология- изучает классификацию расовых типов, историю их формирования и распространения.

Морфология человека- учение о строении человеческого тела в связи с его развитием и жизнедеятельностью; включает анатомию, эмбриологию и гистологию человека.

7. Акселерация: понятие и особенности акселерации

-ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями

Акселерация выражается, прежде всего, в ускорении на 1-3 года созревания детей и подростков по важнейшим критериям физической и отчасти физиологической зрелости: окостенению скелета, смене зубов, физическому и половому развитию.

8. Положение человека в природе

Человек принадлежит к классу млекопитающих, так же он принадлежит к многоклеточным животным. Человек позвоночный подтип обладает внутренним скелетом, у зародыша есть струнная струна, хорда.

9. Основные закономерности роста человека

1 Необратимость. Человек не может прийти обратно к тем особенностям строения, которые появились у него на предыдущих стадиях онтогенеза.

2 Постепенность. Человек проходит в процессе онтогенеза ряд этапов, последовательность которых строго определена. При нормальном развитии пропуск этапов невозможен. Например, прежде чем сформируются постоянные зубы, должны появиться и выпасть молочные; половое созревание всегда предшествует репродуктивной стадии (возрасту половой жизни).

3 Цикличность. У человека существуют периоды активизации и торможения роста. Рост интенсивен до рождения, в первые месяцы после него, в 6-7 лет и в 11-14 лет. Увеличение длины тела происходит в летние месяцы, а веса – осенью.

4 Разновременность (гетерохрония). Разные системы организма созревают в разные периоды. В начале онтогенеза созревают наиболее важные и необходимые системы. Так, мозг уже к 7-8 годам достигает «взрослых» параметров.

5 Наследственность. В организме человека существуют генетические регуляторные механизмы, которые удерживают процессы роста, развития и старения в определенных рамках, нейтрализуя в достаточной степени воздействие среды.

6 Индивидуальность. Каждый человек уникален по особенностям анатомического строения и по параметрам онтогенеза. Это объясняется взаимодействием уникальной генетической программы и специфической средой обитания.

10. Теории происхождения человека

А) Эволюционная теория - предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора

Б) Креационизм - Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

В) Теория внешнего вмешательства - Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Г) Теория пространственных аномалий - Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.

11. Периодизация индивидуального развития

1. Новорожденные

1—10 дней

2. Грудной возраст

10 дней — 1 год

3. Раннее детство

1 — 3 года

4. Первое детство

4—7 лет

5. Второе детство

8 — 12» (мальчики)

8 — 11» (девочки)

6. Подростковый возраст

13 — 16» (мальчики)

12 — 15» (девочки)

7. Юношеский возраст

17 — 21 год (юноши)

16 — 20 лет (девушки)

8. Зрелый возраст, I период

22 — 35» (мужчины)

21 — 35» (женщины)

»» II период

36 — 60» (мужчины)

36 — 55» (женщины)

9. Пожилой возраст

61 — 74 года (мужчины)

56 — 74» (женщины)

10. Старческий возраст

75 — 90 лет

(мужчины и женщины)

11. Долгожители

90 лет и выше

12. Роль наследственных и средовых факторов в контроле над ростом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: