Язык беларусов

Белорусский язык - язык белорусского народа, который в основном проживает на территории РБ. Он принадлежит к индоевропейской языковой семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе. Современный белорусский язык представляет собой окончательно разработанный и нормированный язык, который обслуживает все формы деятельности людей - культурную и общественную жизнь. Это язык художественной литературы, научных и образовательных учреждений, средств массовой информации.

В развитии литературного (письменного) белорусского языка можно выделить несколько стадий. 1). После распада Киевской Руси под напором монгольского нашествия западные земли древнерусского государства в конце 13 в. вошли в состав ВКЛ. Государственным языком в княжестве был старобелорусский (или «древнебелорусский») язык, развитие которого шло на протяжении 13-16 вв. Именно на нем велись дипломатическая и частная переписка, судоустройство, переводились литературные произведения. На старобелорусском возникло книгопечатание, основателем которого стал Ф. Скорина. С 16 в. старобелорусский постепенно уступает место польскому языку. В 17 в. окончательно заменен польским, который в 1696 г стал государственным. Белорусский язык был практически запрещен для употребления в официальных документах и в общении. Но он развивался в крестьянской среде, благодаря чему он просуществовал вплоть до к. 18 в.

2). Второй период в развитии белорусского литературного языка наступил после разделов Речи Посполитой. Этот период не был благоприятным для развития языка. Несмотря на это, в п.п. 19 вв. первые встал вопрос о самостоятельном белорусском языке, что явилось одним из фактором формирования белорусского этнического самосознания. Старобелорусский язык к тому времени сохранился только в устной форме.

Употребление белорусского языка значительно активизировалось в к. 19 в. Его начали использовать в литературной форме Ф. Богушевич, Э. Пашкевич, М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала и многие другие, хотя их произведения не имели еще единых орфографических и грамматических форм. Также употребление белорусского языка использовалось и в научной основе.

В 1906г. в Петербурге основано белорусское издательское товарищество «Загляне сонца і у наша аконца» и первая легальная газета «Наша доля».

После событий революции белорусский язык стал государственным. Но в годы советской власти его развитие проходило в сложных условиях.(носителями белорусского языка выступало сельское население, сталинский режим способствовал вытеснению языка из государственных и общественных сфер жизни,)

3). Третий этап развития белорусского языка связан с событиями перестройки в СССР. В Беларуси развернулось движение за возрождение национальной культуры и языка. Белорусский язык стал использоваться в государственных структурах, учреждениях, правоохранительных органах и др. Но, несмотря на это, белорусский язык не стал языком большинства. В 1995 г. на Республиканском референдуме большинством голосов было призвано равенство белорусского и русского языков.

  1. Музееведение.

Материалы по истории родного края хранятся в государственных архивах и музеях. Музееведение или музеология - изучает историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

Музе й – научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Типы музеев: научно -просветительские,исследовательские,учебные.
Профили музеев: Исторические, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др. возникли в 15-16 вв.

Особое место в системе краеведческих исследований занимают историко-краеведческие музеи. К ним тесно примыкают историко-краеведческие музеи школ, колледжей. Все они создаются и работают на общественных началах, являются центрами, где концентрируются материалы, собранные краеведами. Их задача – собирать, хранить, изучать, и экспонировать памятники истории и культуры края в целях воспитания и образования учащейся молодежи и школьников.

Сложились следующие профили историко-краеведческих музеев: историко-революционные, боевой и трудовой славы, мемориальные, истории учебных заведений, промышленных предприятий, колхозов, совхозов. Чаще всего создаются музеи комплексного профиля, отражающие в своей экспозиции историю края, с древнейших времен до наших дней, его хозяйство, культуру, природные условия. В отдельных случаях выбирается более узкий профиль – археологический, этнографический, литературный, художественный.

Музей открывается при наличии собранных краеведами коллекций подлинных памятников истории и культуры, на основе которых создана экспозиция музея определенного профиля, актива, способного проводить воспитательную и культурно-просветительскую работу среди населения при помощи музейных экспонатов, помещения и минимально необходимого оборудования, обеспечивающего сохранность и условия для показа собранных коллекций.

В связи с этим необходимо различать основной и вспомогательный фонды музеев. К основным фондам относят:- вещественные памятники, памятники письменности, изобразительные материалы. Все они невозместимы при утере или порче.

Вспомогательный фонд образуется при создании музея и служит средством пояснения подлинных памятников или используется для их замены (диаграммы, схемы, диорамы, панорамы, муляжи и т. д.).

9. Несвижская коллекция рода Радзивиллов.

В замке было собрано несколько великолепных коллекций – помимо архива Радзивиллов и их потрясающей и не имевшей аналогов по разнообразию библиотеки (более 20.000 томов), здесь находилась великолепная картинная галерея, отдельное место в которой занимали парадные портреты владельцев замка, коллекция оружия, а также коллекции охотничьих трофеев нумизматическая коллекция (около 13 000 экз.), золотая и серебряная посуда, драгоценности, слитки металлов, коллекция личных вещей (подарки римских пап, монархов и тысячи других вещей). Одно время при замке существовала даже оранжерея с редкими видами заморских растений. Но главной "изюминкой" собрания Радзивиллов была коллекция "12 апостолов". Это статуи двенадцати апостолов в человеческий рост из золота и серебра, усыпанные драгоценными камнями. Апостолы украшали Голубую залу в Несвижском замке.

Несвижская библиотека Радзивиллов стоит на первом месте среди наиболее известных книжных собраний Беларуси. Книжные сборы создавались и существовали и в других имениях и дворцах рода, но несвижская библиотека оставалась главной. Это книжное собрание, по сути, частная коллекция, частично выполняло функцию государственного книжного собрания в Великом княжестве Литовском. Основателем библиотеки Несвижского замка считается Николай Радзивилл Черный (1515-1565). Благодаря широким культурным связям, владелец комплектовал библиотеку рукописями и изданиями, привезёнными из Европы, книгами из типографий ВКЛ, в том числе и из собственных типографий в Несвиже и Бресте. Фонд библиотеки увеличил его сын Николай Христофор Радзивилл Сиротка, который во время своего нахождения заграницей присылал в Несвиж множество книг.

С самого начала существования библиотеки она не только пополнялась, но и несла определенные утраты. Это и жертвования и конфискаты и разграбления во время войн.

Сейчас части последнего Радзивилловского книгосбора хранятся в Минске в Национальной библиотеке Беларуси, в Центральной научной библиотеке Национальной Академии наук Беларуси, Президентской библиотеке, Национальном историческом архиве Республики Беларусь. Экземпляры с Радзивилловскими превененциями (экслибрисами, печатями, владельческими записями и др.) можно найти во многих хранилищах Европы – в Польше, Финляндии, Франции и т.п.

Коллекция имеет необычную судьбу.Коллекция вызывала зависть далеко за границами Речи Посполитой. Захватчики с удовольствием «обирали» Радзивиллов. Таким образом была вывезена коллекция доспехов в Америку. После распада РП многие вещи оказались во владении России, а большая часть библиотеки и архива были вывезены в качестве военной добычи. Воровали все, кто имел возможность. Наибольшая трагедия коллекции связана с периодом наполеоновской войны. Во время военных действий 1812 г. вывезено 13 возов радзивилловских сокровищ. Часть собрания в Эрмитаже, Успенском соборе в Москве. Наиболее ценные вещи найдены в оружейной палате в Кремле. Монеты и медали передали в Харьковский университет. Пропала коллекция драгоценных камней, колец, табакерок, а также гетманские булавы, гобелены и много других предметов.

  1. Несвижский архив рода Радзивиллов.

Несвижский архив был создан в 1551 году по привилею польского короля и великого литовского князя Сигизмунда II Августа. Привилей разрешал князю Николаю Радзивиллу Черному создать государственный архив Великого княжества Литовского, что и было сделано.

В Несвижском архиве хранились жалованные грамоты великих князей Великого Княжества Литовского и привилеи королей Польши Радзивиллам на имения и староства, статуты и привилеи частновладельческих городов, имущественно-хозяйственные и финансовые документы. Среди документов архива — переписка князей Ра-дзивиллов по служебным, военным и личным вопросам; биографические документы (родословные книги, генеалогические таблицы, брачные кон­тракты, дарственные, завещания и др.). Кроме документов, относящихся не­посредственно к роду Радзивиллов, в Несвижском архиве хранились также материалы родственных Радзивиллам родов — Завишей, Флемингов, Вит­генштейнов.

Несвижский архив состоял из двух частей: Витгенштейнов и Радзивил­лов.

Радзивиллы заботились о своем архиве. Любой документ посетитель найдет на том месте, какое этому документу назначено по описи.

После октябрьской революции 1917 князья Радзивиллы вывезли часть документов Несвижского архива в Варшаву. В 1939 г. После воссоединения Западной Беларуси в едином государстве, Несвижский архив был перевезен в Минск. Всего из Несвижского архива было привезено около 30 тонн материалов, что в пересчете на погонные метры составляет около 100 метров.

Начало Великой Отечественной войны и оккупация Минска не позволили решить вопрос о возвращении архива князей Радзивиллов из Варшавы, а также своевременно эвакуировать привезенные материалы Несвижского архива и они остались в Минске.

В годы ВОв гитлеровцы вывезли документальные материалы Несвиж­ского архива Радзивиллов. После окончания войны часть их была возвра­щена в Минск. Так единый некогда архивный комплекс оказался разде­ленным.

В настоящее время материалы Несвижского архива Радзивиллов нахо­дятся, кроме Национального исторического архива Беларуси, в Ук­раине (Киев), Литве (Вильнюс), (Варшава), а также в архивах других стран.

Ведется работа по созданию виртуального архива Радзивиллов. Основ­ные исполнители: Беларусь, Польша, Литва, Украина.

Запланированы три этапа оцифрования: 1) научно-справочного аппарата, 2) наиболее часто используемых документов, 3) всех оставшихся источников.

Государствен­ная архивная служба Беларуси в этой работе опирается на поддержку Европейского фонда «Диалог» (Польша). Срок исполнения зависит от финансирования.

  1. Музейные собрания Хрептовичей.

Род магнатов Хрептовичей (первое упоминание о нем относится к началу 15 века). Славу роду принес граф Иоахим Литавор – депутат нескольких сеймов, маршалок главного трибунала Великого княжества Литовского и, наконец, последний его канцлер.

В родовом поместье, в Щорсах Новогрудского района граф открыл школу, построил униатскую церковь, большое помещение под рукописные, архивные материалы, под собрания книг. Как видный политический деятель своего времени, Иоахим Хрептович много поездил по свету. И отовсюду -- из Франции, Германии, Голландии, Польши, Литвы, Италии -- привозил книги, рукописи, документы, гравюры. Ибо всю свою жизнь посвятил высочайшей цели -- собрать невиданную по тем временам библиотеку.

Собранные им книги можно разделить на две линии направленности. Первая -- польская линия (сборники хроник польских летописей, исторические, философские, публицистические произведения, первые польские книги светского характера). Встречались гродненские и полоцкие издания. Вторую, западноевропейскую, линию представляют: произведения античных авторов, древнегреческих историков, философов, поэтов, драматургов, проза, ораторское мастерство, богословская литература, классическая французская литература.

После смерти Иоахима Литавора собрание перешло к сыну -- Адаму Хрептовичу (политический деятель, филантроп, меценат, участник восстания Т.Костюшко в 1794 г.

Слава Щорсовской библиотеки, ее богатое разнообразное содержание привлекали многих известных людей. Здесь работали историки, поэты, астрономы, профессоры Виленского университета. Несколько раз приезжал Адам Мицкевич.

Когда началась первая мировая война, последний владелец поместья в Щорсах Константин Аполлинарьевич Хрептович-Бутенев, опасаясь за собранное, передал коллекцию на временное хранение в библиотеку Киевского университета. С условием, выраженным в завещании, что как только откроется университет на родине (т.е. в Беларуси), библиотека будет возвращена. Предполагается, что было передано 7.000 томов. Это книги по различным вопросам истории, культуры, философии, экономики, сельского хозяйства, а также белорусские старопечатные книги, рукописи, письма монархов, географические карты, чертежи, рисунки и т.д. Воля завещателя не выполнена по сей день. Теперь фонд Хрептовича находится в библиотеке Академии наук Украины. Лишь только один экземпляр книги из библиотеки Хрептовичей недавно вернулся в Беларусь и находиться в Национальной библиотеке РБ.

  1. Музейные собрания Тызенгаузов.

Наиболее яркими представителями фамилии Тызенгаузов являются Антоний и Константин. В 1720 г. местечко Поставы переходит во владение рода Тызенгаузов. Управляющий королевскими экономиями и староста гродненский Антоний Тызенгауз попытался перестроить Поставы в один из центров культурно – промышленного преобразования белорусского края. По его замыслу и при участии архитектора Джузеппе де Сакко полностью видоизменилась центральная часть местечка: на Рыночной площади появился ансамбль (крытый рынок, дома ремесленников, школа, гостиница, аптека).

Новый владелец Постав – Константин Тызенгауз превратил город в один из научных и культурных центров Беларуси. Во дворце был создан орнитологический музей, картинная галерея, значительная библиотека.

Константин серьёзно занимался научной деятельностью в области орнитологии, написал и издал книги «Основы орнитологии или Науки о птицах» и «Всеобщая орнитология, или описание птиц всех сторон света». Эти издания, которые Константин украшал рисунками собственноручно, и по сей день не потеряли своей важности.

В орнитологическом музее было представлено несколько тысяч видов птиц (коллекция насчитывала около 3 000 экземпляров) и яиц из Беларуси, Литвы, Украины и других стран. Каждое из яиц было описано и хранилось в специальных шкатулках под стеклом. В музее хранились яйца редчайших видов, таких, например, как белый журавль и павлин. Особенно многочисленной являлась коллекция голубиных яиц. При музее была библиотека, основу которой составляли книги по орнитологии, а также редкие памятники польской письменности, ценная коллекция гравюр и семейного архива, документы.

Также Констанин проявлял интерес к живописи: к 1840 году дворец напоминал художественную галерею, которая по сведению современников насчитывала около 600 экспонатов. В Поставах находились оригиналы картин таких всемирно известных художников как Леонардо да Винчи, Питер Рубенс, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель. Кроме полотен западноевропейских мастеров во дворце были картины польских и белорусских живописцев. Здесь же можно было увидеть и портреты представителей рода Тызенгаузов.

  1. Музейные собрания Чапских.

В родовом поместьем в Станьково представители нескольких поколений этого рода собирали коллекции редких вещей.

История коллекции графов Чапских создавалась в XIX – XX вв. несколькими поколениями этой семьи. Последний в роду, Эмерик Гуттен-Чапский, в 1976 г. прислал из Рима Национальному музею культуры и истории Беларуси карту «Литвания».

Его дед, тоже Эмерик, в свое время собрал в своем станьковском дворце знаменитую впоследствии коллекцию медалей, монет, картин, а также огромную библиотеку. Бо́льшая часть этого собрания была перевезена им в Краков и находится в Национальном художественном музее Польши.

Отец Карл был городским головой в Минске в течение одиннадцати лет. Он много сделал для упорядочения города и развития культуры. Благодаря его усилиям в Минске был пущен трамвай, начала действовать телефонная станция, появилось электрическое освещение на улицах, заработал пивоваренный завод «Богемия» (его корпуса теперь использует пивзавод «Оливария»).

Музейные коллекции павильона - «скарбницы» включали: нумизматические сборы, исторические рисунки, гравюры, древние иконы, картины, портреты, старое оружие, посуду, ткани, предметы декоративно-прикладного искусства, археологические и геологические находки, книги и многое другое. основан музей, в котором были собраны коллекции – нумизматическая, археологическая, иконографическая, живописных картин, рисунков, гравюр, оружия декоративно-прикладного искусства.

В богатейшей библиотеке (около 20 тыс. томов) были редкие книги коллекции рукописей.

В 1894 г. часть коллекции перевезена в Краков, где составила основу музея имени Чапского. Э.Чапский является автором исследований по нумизматике «Каталог коллекций польских медалей и монет», «Удельные, великокняжеские и царские гроши Древней Руси».

Хозяева вынужденно покинули Станьково. Эмерик успел захватить несколько наиболее ценных карт. И уже из Рима, где в эмиграции доживал свой век граф-коллекционер, была послана эта самая «Литвания». Говорят, Гуттен-Чапский хотел еще кое-что прислать, но к таким жестам в те времена относились подозрительно. И он по завещанию передал собрание из разных карт и атласов институту географии в Польше.

Наша «Литвания» — это гравированная на меди карта, нарисованная от руки. Высокая степень информации – около 400 населенных пунктов. Государственные границы того времени, административно-территориальное деление, воеводства и поветы, города, местечки и некоторые села, большое количество белорусских рек, озер. Она дает целостное и компактное представление о нашем крае в 18 в.

  1. Развитие краеведения в н.19в.-Т. Нарбут, Н. Румянцев, Е.Канкрин, П.Кеппен.

В начале 19 в.возрос интерес к нашей истории. Был издан указ о розыске русских летописей, и указ об улучшении сохранности сокровищ мастерской и Оружей­ной Палаты.

В 1810 г. были предприняты первые исследования курганов Литвы и Беларуси с научной целью. Руководил этими работами Теодор Нарбут. Нарбут родился в имении Шавры Лидского уезда (Вороновский район). Закончил петербургский кадетский корпус военных инженеров, занимался исследованиями Немана, участвовал в войне России и Пруссии против Франции, а затем в русско-шведской. В боях его контузило и был ранен. Строительство Бобруйской крепости - один из главных проектов его жизни. Во время возведения фортификационных сооружений увлекся раскопками. Выйдя в отставку и поселившись в своем имении Шавры, всерьез занялся историческими исследованиями. Публикация «О курганах» положила начало научным работам. Правда, многие ученые обвиняли Нарбута в том, что он выдумывает первоисточники и много фантазирует, т.к. Нарбут специального образования не получил. Но все же его заслуги перед исторической наукой несомненны: он – автор десятитомной «Древней истории литовского народа»- первого фундаментального исследования о современной истории белорусского и литовского народов, о ВКЛ.

Главная роль в исследовании археологических древностей Беларуси принадлежала графу Н. П. Румянцеву, коллекция древностей которого составила обширнейший (так называемый Румянцевский) музей и при нем громадную библиотеку.

Румянцев был сыном знаменитого полководца Румянцева-Задунайского. Посвятил себя дипломатической карьере. Выйдя в отставку, он сколачивает вокруг себя кружок исследователей-энтузиастов. Открывать и исследовать древние памятники...— такова была задача кружка. После смерти Румянцева кружок распался. Интересовался древней городской топогра­фией, монетами и вещами «первобытных времен», раскопками. Особый интерес проявлял к древностям Беларуси, где он имел свою сеть корреспондентов.

Исследованием Рогволодова камня занимался Егор Францевич Канкрин. Один из основателей Русского географического общест­ва, ученый-статистик, библиограф, академик. В 1821 г. П.Кеппен опять приезжает в Полоцк на средства Н.П.Румянцева. Здесь он осмотрел «дубовый крест, оправленный серебром около 1161 г. пожертвованный святой Ефросиньею. Дальше он описывает Ефросиньевскую церковь, делает заключения на время постройки церкви.Очень интересны заметки Кеппена о древнем Бельчицком монастыре в Полоцке.П.И.Кеппен в своих заметках о Полоцком княжестве приоткрывает первую страницу изучения древних памятников в Беларуси и в этом его основное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: