По принципу разделения властей выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы.
Главенствующее положение в механизме государства занимают законодательные органы - органы государства, которые издают в форме законов правовые нормы, обязательные для исполнительной власти и составляющие нормативную основу деятельности судебной власти.
При демократическом государственном режиме высшим представительным и законодательным органом является парламент, известный в ряде стран под другими названиями: в России - Федеральное Собрание, в Польше - Сейм, в США - Конгресс, в Испании - Кортесы, в Швеции -
Риксдаг и так далее. Общепринятым собирательным названием законодательных органов является парламент.
В зависимости от государственного устройства и политических традиций структура парламента может быть различной: однопалатной или двухпалатной. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя - из представителей субъектов федерации. Исторически бикамеральное строение парламента является проявлением демократизма, ибо верхняя палата представляет интересы аристократии, а нижняя - широких слоев населения.
Центральными органами исполнительно-распорядительной власти являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства и другие центральные учреждения.
В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах - монарх. Его положение в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример - Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В парламентских монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.
В зависимости от государственного устройства правительство может быть единым (в унитарном государстве) либо федеральным, действующим наряду с правительствами республик и автономий (в федеративном государстве).
В механизме каждого государства есть система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Суд как орган государственной власти занимает особое положение в правоохранительной системе.
Суд - это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным делам. Как независимый орган власти суд опирается на закон и подчиняется только закону. Вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех субъектов права и подлежат безусловному исполнению.
Судебная система возглавляется верховными судебными органами, которые во многих государствах выполняют функции Конституционного суда. В соответствии с правовой сферой, на которую распространяются полномочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдикции.
Суды обшей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.
Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (например, арбитражный суд).
Административные суды в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет).
В систему специализированных правоохранительных органов принято включать: органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.
9. Понятие и структурная характеристика механизма государства (аппарата). Признаки и принципы организации механизма государства.
Под государственным аппаратом понимается система государственных органов, наделенных властными полномочиями. Государственный аппарат включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.
Под механизмом государства понимается система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Структурными компонентами механизма государства являются: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. Каждое звено государственного механизма выполняет присущие ему функции.
Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительно-распорядительную и судебную функции.
Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.
Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечения прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.
Отдельные авторы (А.В. Малько) в структуру механизма государства включают государственных служащих, занимающихся управленческой деятельностью.
Государственные служащие - это особый слой людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванные выполнять функции государственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.
10. Классификация органов государства.
Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.
Понятие "государственный орган" используется в двух значениях. В широком смысле орган государства есть орган власти. В узком смысле - это орган, выполняющий определенные задачи и функции.
Государственный орган как часть государственного аппарата имеет:
а) свой предмет ведения (содержание деятельности);
б) компетенцию (строго определенные полномочия).
Каждый государственный орган образован и действует на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.
Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах:
а) путем издания предписаний общего характера (нормативные акты);
б) путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
в) путем осуществления организационной деятельности.
Органы государства можно классифицировать по различным основаниям:
1. По способу формирования различают представительные и назначаемые органы. Представительные органы избираются непосредственно населением, например, Дума. Назначаемые органы формируются уполномоченными органами государства. Это - правительство, министерства, комитеты и другие управленческие структуры.
2. По иерархии органы подразделяются на федеральные, республики
3. По принципу разделения властей выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы.
4. По правовым формам деятельности различают правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы.
5. По характеру компетенции выделяют органы общей компетенции - правительство - и органы специальной компетенции - министерства.
6. По порядку осуществления компетенции органы могут быть единоличными (Президент) и коллегиальными (Федеральное Собрание).
7. По срокам полномочий органы делятся на постоянные и временные. Первые создаются без ограничения срока действия, вторые - для достижения краткосрочных целей.
3. Представительные органы государственной власти
Представительными органами являются законодательные органы, а также местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания населением, действуют от его имени и ответственны перед ним.