Ранее греческое законодательство

Одна из дискуссионных проблем Архаического периода в Греции - проблема раннего греческого законодательства случилось почти одновременно в целом ряде полисов, причем даже в не самых передовых в экономическом и политическом отношении. Например, самый ранний письменный свод законов на сегодняшний день найден на о Крит, а полисы Крита в то время представляли собой глухую провинцию, долго сохраняющих архаичные социально-экономические и политические формы Законы учреждали некие единые, обязательные для всех нормы поведения в рамках гражданского коллектива.

Дискуссионными являются причины и предпосылки введения этих законов. Согласно одной из точек зрения эти законы вводились под натиском демоса, являлись одной из уступок правящей аристократии простонародью. Гоплитская революция привела к увеличению роли средних слоев гражданства в армии, как следствие представители этого социального слоя начали борьбу за увеличение прав. Данной точки зрения придерживаются Фролов Э.Д., Шишова И А, Залюбована Г.Т.

По другой точке зрения (Суриков И.Е.) требования демоса не могли стать причиной введения законов. Поэтому законы вводились скорее для регулирования отношений внутри самого слоя аристократии, для предотвращения вспышек междоусобной борьбы (статиса) между знатными вождями Это была именно борьба внутри элиты и вряд ли при участии демоса. Суриков И.Е., однако, не отрицает того, что архаические своды законов (вне зависимости от намерений их творцов) объективно сыграли свою роль в улучшении положения демоса. Но это, по его мнению, произошло лишь со временем.

Согласно точке зрения Эдера В. раннее законодательство следует расценивать как попытку аристократии укрепить собственное положение. Эдер выделяет три главных цели создания письменных законодательных сводов: 1) остановить непредсказуемое развитие обычного права; 2) обеспечить обращение к определенному, строго зафиксированному комплексу законов; 3) создать правовую базу для существовавших на тот момент порядков и тем самым зафиксировать их.

Тирания - форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении. В нарицательном значении тирания - синоним правления, основанного на деспотизме. Известно несколько исторических типов тирании: раннегреческая (или старшая) тирания; проперсидская тирания в завоеванных персами греческих городах Малой Азии и на островах Эгейского моря; позднегреческая (или младшая) тирания)

Раннегреческая тирания возникла в период становления полисов (VII-VI вв. до н. э.) в процессе ожесточенной борьбы между родовой знатью и демосом, возглавлявшимся торгово-ремесленной верхушкой города; получила распространение в экономически развитых районах Греции. Придя к власти с помощью вооруженной силы и опираясь на поддержку демоса, тираны проводили важные преобразования по улучшению положения ремесленников, крестьян, беднейших городских и сельских слоев, способствовали развитию ремесла, торговли и процесса колонизации Обычно реформы были направлены против родовой аристократии и способствовали закреплению элементов классового общества и государства.

Позднегреческая тирания возникла в конце V в. до н. э. в условиях острой социальной борьбы состоятельной и знатной верхушки полиса с разорявшимися слоями демоса и существовала до II в до н.э. Осуществлялась предводителями наемных отрядов и привела к ликвидации полисных республик (например, Дионисий I Старший, Агафокл и другие в Сиракузах; Ликофрон и Ясон в Фессалии; Маханид и Набис в Спарте и др.

Для генезиса полиса и республики в Греции особое значение имеет ранняя или старшая тирания.

Социальная сущность ранней тирании. Согласно одной из наиболее распространенных точек зрения, в политике тиранических режимов VII-VI вв. до н.э. следует видеть выражение радикальных социально-экономических перемен, а в фигуре тирана - вождя демоса. Данный подход восходит к античной научной традиции, а именно, к точке зрения Аристотеля, который считал, что тирания - это разновидность народного правления наряду с демократией. На этой основе была развита теория крестьянской социальной базы тиранических режимов, особенно I популярная в советской историографии. В рамках этой теории очень важная роль отводилась тезису о переделе земли, который якобы осуществлялся рядом тиранов Однако такое представление не находит подтверждения в источниках С точки зрения авторов данной точки зрения, причиной возникновения старшей тирании является борьба демоса с родовой аристократией

Другая точка зрения, интерпретируя тезис Аристотеля, понимала под демосом новый богатый торгово-промышленный слой, отстаивавший при помощи тиранов свои права в борьбе против земельной аристократии. Ее слабость заключается в том, что само существование данного слоя в полисах VII-VI вв. до н.э. не может быть доказано.

Третьей версией теории о демократическом характере политики тиранов явилась точка зрения М Нильсона. Он предложил понимать под демосом не «социальные низы» и не «новую буржуазию», а «средний» класс гоплитов, отстаивавших при помощи тиранов свои политические права в борьбе против земельной аристократии Можно согласиться с мнением сторонников демократической концепции тирании, когда они говорят о том, что в определенных условиях появление тиранической власти отвечало интересам определенных слоев демоса. Однако стремление тиранов опереться на демократические слои в источниках не обнаруживается. Уже это предостерегает против абсолютизации демократической и тем самым антиаристократической направленности ранней тирании. По мнению Г. Берве доминантой тирании выступает стремление к власти С его точки зрения тиранические режимы - «первообраз» персональной власти, которая существует наряду с полисом или стоит над ним. И А Макаров в качестве синтеза сформулировал точку зрения, согласно которой тирания представляет собой автократическую модификацию традиционного аристократического правления Тираны - это практически всегда выходцы из привилегированного социального слоя полисной аристократии, преимущества которой базировались на экономическом первенстве (земельные наделы и богатство от войны и торговли) и зачастую - на особых политических правах Дружественная тиранам часть полисной аристократии сохраняла эти особые права в период их правления А значит, характеризуя политические мероприятия и идеологию старшей тирании, следует иметь в виду аристократический, а не демократический социальный план этого явления.

При анализе религиозной, культурной и строительной политики старшей тирании акцент был перенесен на проблему легитимации тиранической власти. Иными словами, все мероприятия тиранов призваны были подчеркнуть законность положения тирана в полисе и, следовательно, в большой степени были ориентированы именно на гражданский коллектив серьезных сомнений у авторов большинства работ несмотря на различие их подходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: