Антиохийский Собор 324-325 гг. (по Шварцу-Карташову)

Эдуард Шварц, ученый-ориенталист, в 1905 г. издал по сирской рукописи неизвестное до тех пор послание 56 епископов собора Антиохийского к "Александру, епископу Нового Рима" (Фессалоники). Несмотря на ярые возражения А. Гарнака, русская наука в лице о. Дм. Лебедева и А. И. Бриллиантова бесспорно утвердила достоверность этого новооткрытого факта, через что и восстановила потерянное звено в истории арианского спора. Этот Антиохийский собор от лица 56 епископов осудил и отлучил за неправое учение Ария, Феодота Лаодикийского, Наркисса Нерониадского и Евсевия Кесарийского. Судья — Осий Кордубский, а не Евсевий (по Шварцу). Положительное учение ο Сыне Божием отцы Антиохийского собора 324 г. излагают с характерным еще для Востока и для доникейского момента неупоминанием ни омоусиос, ни "ек тис усиас". Они называют Сына "воистину порождением, порождением по преимуществу", "образом Отца во всем" и "по природе непрелагаемым (т. е. нравственно неизменяемым), как и Отец". Отцы просят Александра "сообщить об этом всем единодушным" (на Западе). А когда западные узнали ο борьбе, они могли выразить императору Константину свое желание прибыть на восточный собор. Может быть, это и побудило Константина перенести собор из Анкиры ближе к Западу, в Никею. Анкира была еще символом эпохи поместных соборов, Никея открыла эпоху соборов вселенских.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: