Программа курса «Психология личности» разработана для студентов очной и вечерне-заочной форм обучения. Курс предусматривает вводные лекции, занятия на семинарах, самостоятельную работу по предложенной программе, выполнение контрольных заданий и сдачу семестровой отчетности (зачет или экзамен).
Программа курса «Психология личности» соответстует общим требованиям нового Государственного образовательного стандарта. В программе представлен полный курс основной проблематики психологии личности, включающий обзор истории становления психологии личности, развернутое изложение теорий, концепций личности и современных исследований по проблемам развития и патологии личности.
Изложение материала выстроено на основе историко-психологического подхода. Такой подход способствует последовательному изучению тематики курса.
В вовдной части курса обозначены основные подходы к исследованию проблем личности в системе современного научного знания.
Первая часть курса посвящена психологической характеристике человека как индивида, личности и индивидуальности. Характеризуются конституциональные, нейродинамические и психодинамические параметры индивида. Анализируются психологические свойства личности: потребности, мотивы, способности, характер, самосознание. Дана психологическая характеристика индивидуальности человека. Рассмотрены методы исследования личности.
|
|
Вторая часть курса посвящена анализу личности человека в системе западной психологии. Здесь охвачен широкий круг направлений в теорииях личности, представленный такими крупнейшими учеными, как: Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хорни, Кеттел, Айзеннк, Скиннер, Бандура, Роттер, Келли, Маслоу, Роджерс. Подробно освещена проблематика акцентуаций характера, разработанная в типологии личности Карла Леонгарда. Рассмотрена психопатология личности.
В третьей части курса рассматриваются наиболее известные концепции личности отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Ф. Лазурского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, С.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядова. Здесь же обозначены перспективы исследования проблем психологии личности.
Ориентация студентов непосредственно на осмысление психологических проблем личности в их связанности с общепсихологическими проблемами, как показывает педагогическая практика, вызывает у студентов большой интерес к изучению данного курса.
Изучение психологической проблематики личности в общем курсе социально-психологических дисциплин, исследование социокультурных, гносеологических, социальных, межличностных и других аспектов психологии с точки зрения соотнесенности их с психологическими императивами личности человека способствует выработке у студентов целостной мировоззренческой позиции. В эпоху отсутствия борьбы идеологий, в ситуации свободного выбора ценностных ориентиров и мировоззрения встает необходимость качественного различения большого спектра психологических систем. Критерием оценки в непростом выборе и соотнесении человеком себя с определенным мировоззрени-ем может служить личностно-психологическое, гуманистическое, антропологическое измерение той или иной мировоззренческой системы.
|
|
В курсе изучения психологии личности со всей необходимостью показывается антропологическая и гуманистическая составляющая психологических систем личности. Современному студенту необходимо приобретать умение раз-личать, что реально способствует обеспечению психологической “благоустро- енности” человеческого бытия и, что разрушает духовно-нравственное, социо-психо-культурное бытие человека.
Общая цель курса – максимально полное, всесторонее изучение студентами различных аспектов психологии личности.
Автор данной программы по курсу «Психология личности» решает следующие задачи: дать студентам развернутое представление о специфике психологии личности в системе психологического знания;
– рассмотреть основные концепции психологии личности;
– раскрыть содержание основных этапов развития психологии личности;
– изучить развитие взглядов на обнаружение сущностных черт личности человека, на проблему личностного роста;
– акцентировать студентов на рассмотрение проблем личности человека с точки зрения гуманистической и экзистенциальной психологии;
– раскрыть проблематику соотношения понятий индивида, индивидуальности, личности;
– показать роль различных философских и религиозных учений для становления психологии личности, в системе которых раскрывается сущность и своеобразие человеческого бытия;
– охарактеризовать уникальность, парадоксальность поведенческих, психических, экзистенциальных императивов личности, включая в сферу изучения феноменологию бессознательного;
– показать единство и противоречия концептуальных трактовок проблем личности;
– изучить основные категории психологической оценки здоровья и патологии личности;
– проанализировать проблему развития и терапии субличности. Работа над учебным материалом курса может оказаться плодотворной для развития логического мышления и познавательных способностей учащихся. Изучение курса «Психология личности» ориентирует на глубинное постижение закономерностей человеческого существования. В целом учебно-методическая программа «Психология личности» разработана в контексте современного процесса гуманизации, демократизации и психологизации образования.