Цели и задачи дисциплины. Программа курса «Психология личности» разработана для студентов очной и вечерне-заочной форм обучения

Программа курса «Психология личности» разработана для студентов очной и вечерне-заочной форм обучения. Курс предусматривает вводные лекции, за­нятия на семинарах, самостоятельную работу по предложенной программе, вы­полнение контрольных заданий и сдачу семестровой отчетности (зачет или эк­замен).

Программа курса «Психология личности» соответстует общим требованиям нового Государ­ственного образовательного стандарта. В программе представ­лен полный курс основной проблематики психологии личности, включающий обзор истории становления психологии личности, развернутое изложение тео­рий, концепций личности и современных исследований по проблемам развития и патологии личности.

Изложение материала выстроено на основе историко-психологического под­хода. Та­кой подход способствует последовательному изучению тематики курса.

В вовдной части курса обозначены основные подходы к исследованию проблем личности в системе современного научного знания.

Первая часть курса посвящена психологической характеристике человека как индивида, личности и индивидуальности. Характеризуются конституциональные, нейродинамические и психодинамические параметры индивида. Анализируются психологические свойства личности: потребности, мотивы, способности, характер, самосознание. Дана психологическая характеристика индивидуальности человека. Рассмотрены методы исследования личности.

Вторая часть курса посвящена анализу личности человека в системе запад­ной психологии. Здесь охвачен широкий круг направлений в теорииях лично­сти, представленный такими крупнейшими учеными, как: Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хорни, Кеттел, Айзеннк, Скиннер, Бандура, Роттер, Келли, Маслоу, Роджерс. Подробно освещена проблематика акцентуаций характера, разработанная в типологии личности Карла Леонгарда. Рассмотрена психопатология личности.

В третьей части курса рассматриваются наиболее известные концепции личности отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Ф. Лазурского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, С.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядова. Здесь же обозначены перспективы исследования проблем психологии личности.

Ориентация студентов непосредственно на осмысление психологических проб­лем личности в их связанности с общепсихологическими проблемами, как показывает педагоги­ческая практика, вызывает у студентов большой интерес к изучению данного курса.

Изучение психологической проблематики личности в общем курсе социально-психологических дисциплин, исследование социокультурных, гносеологиче­ских, социальных, межличностных и других аспектов психологии с точки зрения соотнесенности их с психологическими императивами личности человека способствует выра­ботке у студен­тов целостной мировоззрен­ческой позиции. В эпоху отсутствия борьбы идеологий, в ситуации свободного выбора цен­но­ст­ных ориентиров и мировоззрения встает необходимость качественного разли­чения большого спектра психологических систем. Критерием оценки в непро­стом выборе и соотнесении человеком себя с определенным ми­ровоззрени-ем может служить личностно-психологическое, гуманистическое, антропологиче­ское измерение той или иной мировоззренческой системы.

В курсе изучения психологии личности со всей необходимостью показывается ан­тропологическая и гуманистическая составляющая психологических сис­тем личности. Современному студенту необходимо приобретать умение р­аз-личать, что реально способствует обеспечению психологической “благоустро- енности” человеческого бытия и, что разрушает духовно-нравственное, социо-психо-куль­турное бытие чело­века.

Общая цель курса – максимально полное, всесторонее изучение студентами различных аспектов психологии личности.

Автор данной программы по курсу «Психология личности» решает следующие задачи: дать студентам развернутое представление о специфике психологии личности в системе психологического знания;

– рассмотреть основные концепции психологии личности;

– раскрыть содержание основных этапов развития психологии личности;

– изучить развитие взглядов на обнаружение сущностных черт личности человека, на проблему личностного роста;

– акцентировать студентов на рассмотрение проблем личности человека с точки зрения гуманистической и экзистенциальной психологии;

– раскрыть проблематику соотношения понятий индивида, индивидуальности, личности;

– показать роль различных философских и религиозных учений для становления психологии личности, в системе которых рас­кры­вается сущность и своеобразие человеческого бытия;

– охарактеризовать уникальность, парадоксальность поведенческих, психических, экзистенциальных императивов личности, включая в сферу изуче­ния феноменологию бессознательного;

– показать единство и противоречия концептуальных трактовок проблем личности;

– изучить основные категории психологической оценки здоровья и патологии личности;

– проанализировать проблему развития и терапии субличности. Работа над учебным материалом курса может оказаться плодотворной для разви­тия логического мышления и познавательных способностей учащихся. Изучение курса «Психология личности» ориентирует на глубинное постижение закономер­но­стей челове­ческого существования. В целом учебно-методическая программа «Психология личности» разработана в контексте современного процесса гума­низации, демократизации и психологи­зации образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: