Введение. Учебное пособие по одноименной дисциплине для студентов

Л.И. Петровичева, З.М. Клецкая

КНИГОВЕДЕНИЕ

Учебное пособие по одноименной дисциплине для студентов

специальности 1-47 01 01 «Издательское дело»

Минск 2004


УДК 655.5

ББК76.11

ПЗО

Рассмотрено и рекомендовано издательским советом университета

Авторы Л.И. Петровичева, З.М. Клецкая

Рецензенты:

доцент кафедры русской и зарубежной литературы Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, кандидат педагогических наук Т.С. Куцанова;

директор Республиканского унитарного предприятия «Вышэйщая школа», кандидат филологических наук А.А. Жадан

Петровичева Л.И.

П 30 Книговедение: Учебное пособие по одноименному курсу для студентов специальности 1-470101 «Издательское дело»/ Л.И. Петровичева, З.М. Клецкая. -Мн.: БГТУ, 2004. - 85 с.

ISBN 985-434-274-3.

Рассмотрены вопросы связи книговедения с социологией, психологией, литературоведением. Приведены основные дефиниции, относящиеся к понятиям «читатель», «чтение», «психология читателя» и т. п., а также дан краткий очерк социологии чтения читателя в XX веке. Раскрыта общественная роль книги, приведены виды изданий и аппарат книги.

УДК 655.5 ББК 76.11

ISBN 985-434-274-3

© Петровичева Л.И., Клецкая З.М., 2004

© Учреждение образования

«Белорусский государственный технологический университет», 2004


ВВЕДЕНИЕ

Наше время, когда приходится работать в условиях рыночной экономики, требует от редакционно-издательских работников высокого профессионального уровня. Свободно ориентируясь в проблематике издаваемой литературы, редактор обязательно должен знать закономерности функционирования книги в обществе. В противном случае он не сможет верно определить с учетом потребностей читателя характер изданий, тиражи, цены, внешний вид книги, а также внутреннее оформление произведения, оснащение научно-справочным аппаратом и т. п.

Среди книговедческих дисциплин, наряду с высокоразвитыми в теоретическом и фактографическом отношении, таких, например, как библиография, библиотековедение, история книги, книжная торговля, есть и такие, которые еще только формируются. Одна из них наука о чтении и читателе — читателеведение.

Изучая читателя, книговед познает интересы, склонности, а впоследствии и культуру личности или группы, а также профессионализм и компетентность посредников на пути книги от создателя к потребителю: редактора, иллюстратора, издателя, книгопродавца, библиотекаря, библиографа и т. д.

Следовательно, процессы создания, распространения, читательского освоения, обращения книги в обществе взаимосоподчинены и образуют определенную систему взаимоотношений: «книга — книгораспространение — читатель».

Если первых два компонента этой системы более или менее изучены, то третий — «читатель» — требует дальнейшего изучения.

Книговедение как комплекс дисциплин включает науки, изучающие книгу в процессе ее создания, распространения, хранения, поиска. В комплекс дисциплин входят: история книги и книгоиздательства, редакционно-издательское дело, библиотековедение, библиографоведение, книжная торговля. По этим дисциплинам имеются вузовские учебники. Но до сих пор нет учебного пособия по вопросам изучения функционирования книги в обществе, читательской проблематике.

Изучением этих проблем занимается читателеведение — один из сложных разделов книговедения.

Данное пособие и призвано восполнить этот пробел. Его задача: охарактеризовать читателеведение, его основные понятия, раскрыть связь этого раздела книговедения с другими общественными науками, показать развитие читателеведческих исследований в XX столетии.

Читателеведение — еще не сформировавшаяся научная дисциплина, находящаяся в стадии разработки, а поэтому не оснащена в достаточной степени исследовательской и учебно-методической литературой.

Настоящее учебное пособие является одним из первых опытов систематического изложения науки о читателе как самостоятельного раздела в структуре общего книговедения.

Цель пособия: вооружить студентов теоретическими знаниями о читателе, с тем чтобы будущие специалисты редакционно-издательского дела умели глубже анализировать книгу, исследовать пути ее продвижения к читателю, и чтобы теоретическая подготовка обеспечила умение принимать оптимальные решения в любой производственной ситуации.

Пособие состоит из двух частей. В первой — «Читатель» рассматривается читатель как основной объект книговедения и даются основные дефиниции, относящиеся к читателеведению, раскрываются связи читателеведения с социологией, психологией, литературове­дением, показано развитие исследований в области изучения читателя и чтения.

Во второй — «Книга» рассматриваются основные функции книги, ее внешняя и внутренняя структура, аппарат.

В конце каждой главы даны вопросы для самостоятельного контроля за знаниями, полученными в результате изучения материала данного раздела.

Представлена основная литература по курсу.

Однако необходимо помнить, что книговедение постоянно развивается, поэтому студенту нужно самостоятельно знакомиться с повседневными отечественными и зарубежными достижениями книговедческой мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: