Л.И. Петровичева, З.М. Клецкая
КНИГОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие по одноименной дисциплине для студентов
специальности 1-47 01 01 «Издательское дело»
Минск 2004
УДК 655.5
ББК76.11
ПЗО
Рассмотрено и рекомендовано издательским советом университета
Авторы Л.И. Петровичева, З.М. Клецкая
Рецензенты:
доцент кафедры русской и зарубежной литературы Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, кандидат педагогических наук Т.С. Куцанова;
директор Республиканского унитарного предприятия «Вышэйщая школа», кандидат филологических наук А.А. Жадан
Петровичева Л.И.
П 30 Книговедение: Учебное пособие по одноименному курсу для студентов специальности 1-470101 «Издательское дело»/ Л.И. Петровичева, З.М. Клецкая. -Мн.: БГТУ, 2004. - 85 с.
ISBN 985-434-274-3.
Рассмотрены вопросы связи книговедения с социологией, психологией, литературоведением. Приведены основные дефиниции, относящиеся к понятиям «читатель», «чтение», «психология читателя» и т. п., а также дан краткий очерк социологии чтения читателя в XX веке. Раскрыта общественная роль книги, приведены виды изданий и аппарат книги.
|
|
УДК 655.5 ББК 76.11
ISBN 985-434-274-3
© Петровичева Л.И., Клецкая З.М., 2004
© Учреждение образования
«Белорусский государственный технологический университет», 2004
ВВЕДЕНИЕ
Наше время, когда приходится работать в условиях рыночной экономики, требует от редакционно-издательских работников высокого профессионального уровня. Свободно ориентируясь в проблематике издаваемой литературы, редактор обязательно должен знать закономерности функционирования книги в обществе. В противном случае он не сможет верно определить с учетом потребностей читателя характер изданий, тиражи, цены, внешний вид книги, а также внутреннее оформление произведения, оснащение научно-справочным аппаратом и т. п.
Среди книговедческих дисциплин, наряду с высокоразвитыми в теоретическом и фактографическом отношении, таких, например, как библиография, библиотековедение, история книги, книжная торговля, есть и такие, которые еще только формируются. Одна из них наука о чтении и читателе — читателеведение.
Изучая читателя, книговед познает интересы, склонности, а впоследствии и культуру личности или группы, а также профессионализм и компетентность посредников на пути книги от создателя к потребителю: редактора, иллюстратора, издателя, книгопродавца, библиотекаря, библиографа и т. д.
Следовательно, процессы создания, распространения, читательского освоения, обращения книги в обществе взаимосоподчинены и образуют определенную систему взаимоотношений: «книга — книгораспространение — читатель».
|
|
Если первых два компонента этой системы более или менее изучены, то третий — «читатель» — требует дальнейшего изучения.
Книговедение как комплекс дисциплин включает науки, изучающие книгу в процессе ее создания, распространения, хранения, поиска. В комплекс дисциплин входят: история книги и книгоиздательства, редакционно-издательское дело, библиотековедение, библиографоведение, книжная торговля. По этим дисциплинам имеются вузовские учебники. Но до сих пор нет учебного пособия по вопросам изучения функционирования книги в обществе, читательской проблематике.
Изучением этих проблем занимается читателеведение — один из сложных разделов книговедения.
Данное пособие и призвано восполнить этот пробел. Его задача: охарактеризовать читателеведение, его основные понятия, раскрыть связь этого раздела книговедения с другими общественными науками, показать развитие читателеведческих исследований в XX столетии.
Читателеведение — еще не сформировавшаяся научная дисциплина, находящаяся в стадии разработки, а поэтому не оснащена в достаточной степени исследовательской и учебно-методической литературой.
Настоящее учебное пособие является одним из первых опытов систематического изложения науки о читателе как самостоятельного раздела в структуре общего книговедения.
Цель пособия: вооружить студентов теоретическими знаниями о читателе, с тем чтобы будущие специалисты редакционно-издательского дела умели глубже анализировать книгу, исследовать пути ее продвижения к читателю, и чтобы теоретическая подготовка обеспечила умение принимать оптимальные решения в любой производственной ситуации.
Пособие состоит из двух частей. В первой — «Читатель» рассматривается читатель как основной объект книговедения и даются основные дефиниции, относящиеся к читателеведению, раскрываются связи читателеведения с социологией, психологией, литературоведением, показано развитие исследований в области изучения читателя и чтения.
Во второй — «Книга» рассматриваются основные функции книги, ее внешняя и внутренняя структура, аппарат.
В конце каждой главы даны вопросы для самостоятельного контроля за знаниями, полученными в результате изучения материала данного раздела.
Представлена основная литература по курсу.
Однако необходимо помнить, что книговедение постоянно развивается, поэтому студенту нужно самостоятельно знакомиться с повседневными отечественными и зарубежными достижениями книговедческой мысли.