Занятие № 6 2.Подготовьте конспект «Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже» в книге Выготского Л.С. «Мышление и речь», глава 2

Тема: Возрастные периодизации психического развития, в основе которых лежит психологический критерий развития.

Основные понятия:

Возраст, периодизация, когнитивное развитие, нравственное развитие, ассимиляция, аккомодация, уравновешивание, сенсомоторный интеллект, репрезентативный интеллект, эгоцентризм, формальные операции, образ, символ, схема, понимание сохранения, конвенциональный и постконвенциональный уровень морали, адаптация, индивидуализация, интеграция.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

1. Обзор периодизаций, относящихся к данной группе: их специфика и основные особенности (Кольберг Л., Полицин Н.Ф., Петровский А.В., Брунер Д., Лисина М.И. и др.)

2. Учение Пиаже Ж. о психическом развитии, стадии интеллектуального развития ребенка.

Вопросы для обсуждения:

1. Проведите сравнительный анализ данной группы периодизаций в русле их достоинств и недостатков.

2. В чем вы видите сходство и взаимосвязь идей в работах Кольберга К. и Пиаже Ж.?

3. Соответствуют ли стадии нравственного развития, выделенные Кольбергом К., развитию нравственности современного ребенка?

4. Каково принципиальное различие теорий Пиаже Ж. и Выготского Л.С. относительно когнитивного развития ребенка?

5. Почему в опытах Пиаже Ж. по «сохранению количества» дети отвечают правильно при словесном (теоретическом) выполнении опыта и ошибаются при его реальном (наглядном)?

6. В чем суть критики взглядов Пиаже Ж. в отечественной и зарубежной психологии?

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.

2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. М.В. Гамезо. –М., 1984.

3. Годфруа Ж. Что такое психология? –М., 1992. т.2

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1999.

5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.

7. Немов Р.С. Психология. –М., 1994. т.3

8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. –М., 1994.

9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. –М., 1994.

10. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия.// Вопросы психологии. -1966. -№4.

11. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. / Хрестоматия. –М., 1994.

Практическое задание:

1.Выбирите один из возрастных периодов: раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст. Дайте ему психологическую характеристику, пользуясь периодизациями Кольберга Л., Полицина Н.Ф., Петровского А.В., Брунера Д., ЛисинойМ.И., ПиажеЖ.

2.Подготовьте конспект «Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже» в книге Выготского Л.С. «Мышление и речь», глава 2.

3.Вставьте пропущенные по смыслу слова:

а) на стадии конкретных операций у ребенка прежде всего происходит развитие …. мышления, позволяющего ему представлять объекты с помощью мыслительных образов; затем, с формированием представления о …. вещества, …., ….., и объема, а также представления об измерении с помощью …. развиваются и способности …. предметы и …. их в порядке;

б) формальное мышление есть …. мышление, использующее …. и дедукции, позволяющее совершать операции без опоры на конкретные …;

в) Кольберг Л. называет …. уровнем такой уровень нравственного развития, на котором люди приспосабливаются к правилам и принципам, выработанным другими;

г) в эпоху отрочества, как считает Петровский А.В., фаза …. превышает фазу ….;

д) Полицин Н.Ф. считает, что общественная направленность в дошкольном возрасте проявляется в потребности ….

4.Ознакомтесь с экспериментом Кольберга Л. по изучению нравственного развития детей и подростков (см. источник №3, стр. 53) и опытами Пиаже Ж.(см. источник № 8, 9).

5.Привидите примеры высказываний детей, свидетельствующих о эгоцентричности детского мышления.

6.Творческое задание.

Составьте четыре небольшие диалога детей и взрослых, характерных для соответствующих четырех этапов развития общения на протяжении детства, выделенных Лисиной М.И.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: