Тема: Проблема периодизации психического развития в трудах Выготского Л.С., Эльконина Д.Б.
Основные понятия:
Социальная ситуация развития, новообразование, фазы и эпохи развития, стабильный период, кризис, ведущий вид деятельности, сохраняющаяся и зарождающаяся деятельность, система «ребенок – общественный взрослый», система «ребенок – общественный продукт».
Теоретическая подготовка для работы на семинаре:
1. Взгляды Выготского Л.С. на переодизацию возрастного развития.
2. Роль деятельности в психическом развитии ребенка.
3. Периодизация Эльконина Д.Б., основные положения и понятия.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем состоит сущность возрастных кризисов по Выготскому Л.С.?
2. Почему социальная ситуация развития, по мнению Выготского Л.С., является исходным моментом для всех динамических изменений в психическом развитии ребенка?
3. Какие ведущие принципы и положения отечественной психологии развития легли в основу концепции периодизации психического развития Эльконина Д.Б.?
|
|
4. Каково значение данной концепции для раскрытия важнейших закономерностей возрастного развития?
5. Проведите сравнительный анализ точек зрения Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Гальперина П.Я. относительно роли ведущей деятельности в развитии ребенка.
6. Какие теоретические аргументы приводятся Элькониным Д.Б. в пользу разработанной им периодизации психического развития в детском возрасте? Почему с ними можно согласиться или не согласиться?
Литература:
1. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка. // Проблемы формирования личности. –М., 1995.
2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
3. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. М.В. Гамезо. –М., 1984.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.- Пб., 1997. гл. 1, 2.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1999.
6. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
8. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. //Проблемы развития психики. –М., 1981. С 509-538.
9. Могун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. –М., 1981.
10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 1971. - №4.
Практическое задание:
1.Продолжите следующие высказывания, касающиеся взглядов на психическое развитие Выготского Л.С.:
а) возрастное развитие можно разделить на …. и …. периоды;
б) особенностями кризисных периодов являются….;
в) новообразования – это ….;
г) новообразования стабильных периодов отличаются от новообразований критических периодов тем, что ….;
|
|
д) критический период состоит из трех фаз: ….;
е) социальная ситуация развития это - ….;
ж) перестройка социальной ситуации развития – главное содержание ….
2.Эльконин Д.Б. выделяет две системы взаимоотношений «ребенок – общественный взрослый» и «ребенок – общественный продукт». Из этого следует, что…….
Сформулируйте кратко основные положения данного подхода к возрастному развитию.
3.Как вы понимаете после знакомства с концепцией возрастной периодизации Эльконина Д.Б. понятие «воспитание? Что вы, как психолог, предложили бы внести в практику (методику) воспитания, чтобы воспитатели реально опирались на психологические закономерности развития личности?
4.На примере одного из возрастных периодов раскройте как учителя и родители должны учитывать в практике обучения и развития:
а) ведущие типы деятельности, характерные для каждого возрастного периода;
б) противоречивое единство в развитии личностно – потребностных и операционально – технических возможностей ребенка.
5.Творческое задание.
Вы оппонент Выготского Л.С. и Эльконина Д.Б., ознакомившись с их трудами, вы решили написать им письмо – отзыв, где отметили недостатки и «слабые места» данного подхода к возрастному развитию.