Каково было отношение к понятию «миф» в эпоху Просвещения?

Миф в глазах представителей эпохи Просвещение имеет отрицательное значение. Представители эпохи Просвещения были против предрассудков и суеверий, ключевое слово этой эпохи – Разум. Люди считали, что миф – это произвольная выдумка, воображение и фантазия. Миф в эту эпоху становится иррациональным, не поддавался объяснению. Но такая идея сохранялась до 19 в.

Каковы исторические и социальные причины стремления к секуляризации культуры?

Секуляризация - (лат.-светский, мирской) с конца 19 в.– процесс освобождения различных сфер общественной, государственной и личной жизни от религиозно-церковного влияния.

Секуляризация означает обмирщение: то, что было принадлежностью веры и церкви, становится со временем от них независимым, светским. В истории Европы это коснулось поначалу власти духовенства и церковной собственности, а позже, начиная с эпохи Просвещения, этот процесс распространился и на духовную сферу, культуру. Секуляризация церковного имущества практиковалась европейскими монархами, а в России, например, Петром I и Екатериной II довольно широко.

Сейчас понятие секуляризации употребляется в самом широком значении: освобождение из-под контроля духовенства как общественной группы, из-под контроля церкви как института (или моральной силы), т. е. освобождение от религиозного контроля в мирских делах.

Каким образом проявился в этом рационализм данного времени?

По тем же причинам и сфера культуры стремится выйти из-под власти духовенства. В XVII в. начинается секуляризация науки (Ньютон, Бэкон, Гоббс). Принцип разделенности разума и веры, светского и духовного начала и, следовательно, независимости начала светского наглядно проявляется не только в политической, научной мысли той эпохи, но и в этике, которую начинают рассматривать как светскую науку.

Европейское Просвещение раздвинуло границы и углубило процесс секуляризации, противопоставив религии самостоятельный и независимый от нее человеческий разум. Оно и в теории и на практике подрывало влияние религии, утверждая самостоятельность мира: человек не нуждается в опеке со стороны религии и церкви.

В чем проявляется стремление к демифологизации культуры?

Демифологизация – процесс освобождения культуры от мифических представлений. Борьба с мифами в момент становления монотеистических религий.

Стремление к «демифологизации» — ощутимая тенденция европейской культуры нового времени. Обычно «эпицентром» ее считается XIX в. — век реализма в искусстве и позитивного знания в науке. В области искусства такое мнение подкрепляется ссылкой на подчеркнуто бытовой характер реалистических текстов, что воспринималось самими носителями данной культуры как антитеза мифолого-романтических образов и сюжетов.

Д. — «развенчание власти мифа», «освобождение от мифического плена» —Благодаря рационализации мира и стремлению с помощью теоретического мировоззрения — прежде всего, философского и научного — выйти из-под влияния мифических предрассудков, догм и верований.

Эта тенденция — критика мифа и «расколдовывание мира» — достигает апогея в период расцвета науки и научного разума как эталона рациональности. Основанием такого отношения к мифу служила уверенность в том, что «расколдовывание мира» научно-теоретическим разумом суть закономерное развитие истории, которая неуклонно движется «от мифа к логосу», от наивности «детского сознания» к рациональной картине мира.

Почему романтики начинают интенсивное изучение мифологии своих народов?

Вторая половина XVIII в. ознаменовалась накатом очередной волны ремифологизации культуры. По мнению романтиков человек включен в мир прежде всего эмоционально-чувственно, а не рационально-рассудочно. Античная мифология представлялась романтикам всего лишь как первый и робкий и несовершенный шаг на пути познания существа бесконечного.

Для романтиков народная культура становится идеалом. А мифологию они воспринимали как источник национальной культуры.

Мифологическая школа - научное направление в фольклористике и литературоведении, возникшее в эпоху европейского романтизма. М.ш. занималась и собственно мифологией, но последняя приобретала в ее теоретических построениях универсальное значение как источник национальной культуры и привлекалась для объяснения происхождения и смысла явлений фольклора.

Каковы основные причины и проявления процесса ремифологизации?

Ремифологизация – процесс актуализации в культурном и социальном бытии мифологического сознания как одного из модусов понимания мира.

Процесс ремифологизации – возрождение общекультурного интереса к мифологическому мировосптиятию, к восстановлению цельности субъективного и объективного, попытки по-новому осмыслить и переосмыслить первоэлементы мифологического сознания с целью формирования новой, отвечающей современности модели мира и представления о нем.

В основе этого процесса оказалось формирование нового апологетического отношения к мифу как вечно живому началу. Одновременно встал вопрос о различиях между первобытным мифом и современной мифологизацией, о соотношении мифологизма с конкретно-исторической действительностью, его порождающей, об отношении мифа, древнего и современного, к литературе.

Проявление ремифологизации в том, что мифы предыдущих эпох возрождаются, переосмысливаются, и на основе этого создаются новые мифы отражающие современное социо-культурное положение.

С таких позиций обращаются к исследованию мифа романтизм и символизм.

Назовите причины и проявления ремифологизации в современной культуре. –

Ремифологизация сознания человека, во многом связана с кризисом идеала рационализма.

Преодолевается такой взгляд на миф, как принципиально непознаваемое и иррациональное явление.

Миф представляет собой особый способ освоения и осмысления мира, посредством которого человек упорядочивает все многообразие бесконечной сложности окружающей действительности и вносит в нее определенный смысл. Современная мифология отличается от древней. Она менее устойчива, многое в ней изменяется под влиянием перемен в общественной жизни. Она более разнообразна но своему смысловому содержанию. В современном мифологическом мышлении, как и прежде, царит дух мистицизма, однако многие мифы XX в. выступают в облике рационального знания.

Миф рассматривается как орудие власти и идеологического господства в политической сфере.

Возникает особый "роман-миф", в котором различные мифологические традиции используются синкретически в качестве материала для поэтической реконструкции неких исходных мифологических архетипов (не без влияния психоанализа, особенно К. Юнга). С совершенно иных позиций мифологические мотивы иногда используются в советской литературе (М. Булгаков, Ч. Айтматов, отчасти В. Распутин и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: