Разновидности фетишизма и фетишизм имени

ФЕТИШИЗМ - религ. поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестеств. свойства.

Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного.Фетишем мог быть- любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека.

Для общин, племён и племенных объединений; так называемые общенародные или общегосударственные фетиши и, наконец, фетиши личные.

Фетишизм имени. Фараон, который ненавидел своего предшественника, приказывал уничтожить все надписи с именем, тогда душа не могла возвратиться.

Человек проитзнес слово. Оно не разделяется на слово и обозначаемый им предмет. Имя – первый фетиш.

О каком восприятии знака имени говорит тот факт, что некоторые фараоны могли уничтожить имя своего предшественника на его гигантской статуе и поместить там свое имя?

По представлению египтян, восходящему к глубочайшей древности, имя человека, духа, демона и даже божества являлось органической и сокровенной частью его существа. Считалось, что имя, сохранившееся на надгробном памятнике, обеспечивало вечную загробную жизнь и, наоборот, "худшей местью врагу было уничтожение имен на памятниках". Магическое злонамеренное действие состояло в проклятии и уничтожении имени, написанном на чем-либо. Фр. Лекса указывал, что, в глазах египтян, имя было подлинной сущностью реальности. По меткому выражению Лексы, египтяне не утверждали, подобно нам: "Всякая существующая вещь имеет свое название", а в полную противоположность этому постулировали: "Вещь, не имеющая названия, не существует".

Проанализируйте миф о том, как Исида добивалась «настоящего имя» Ра – существует ли связь проявившегося здесь древнейшего верования с особым качеством воспринимаемого древним сознанием знака?

У каждого из богов было много имен: одно подлинное, сокровенное, так сказать, сущность бога, другие - общеупотребительные клички. Знание подлинного, тайного имени кого-либо давало власть над его обладателем.

Содержание мифа:

Исида, прослыв среди людей колдуньей, решила испытать свои силы и на богах. Для того чтобы стать госпожой небес, она решила узнать тайное имя Ра. Ра сказал, что несмотря на все его заклинания и его тайное имя, его укусила змея. Исида пообещала ему, что исцелит его, но он должен сказать своё тайное имя. Когда Ра согласился с тем, чтобы его тайное имя стало достоянием колдуньи, а его сердце вынуто из груди, Исида согласилась.

Тотемизм и связанные с ним мифические представления.

Тотемизм — одна из наиболее ярких форм проявлений древней культуры. Сам термин тотем означает вид животных или растений, являющийся символическим покровителем, а на более поздней стадии — прародителем группы кровных родственников. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой.

К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей. Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии – культа животных. Считается, что животные слышат, понимают человеческую речь, могут превращаться в людей или когда-то были людьми. С этими поверьями связаны подражания звериным и птичьим пляскам, надевание шкур во время обрядов, изготовление специальных масок.

Культ животных проявляется в запрете убивать определенных зверей и есть их мясо или, наоборот, в ритуальном заклании зверя и его поедания во время обряда умилостивления духа животного.

В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных и растения.

Распространенный мотив Т. м. – брак человека с зооморфным первопредком, существом зооантропоморфной природы или способным к оборотничеству (метаморфозам): от этого брака происходит народ.

Анимизм и связанные с ним мифы.

Анимизм - вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы.

Первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы от которых зависело их существование, но и горы, реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п.

Духи - мифологические существа, связываемые обычно с человеком, его телом, его жизненной средой, в т. ч. и природной. Духи, связанные с человеком, делятся на его собственных Д., воплощающих душу, после смерти становятся Д. мертвого.Во многих мифологиях различаются Духи-помощники, соотносящиеся с разными частями тела. Другую категорию Д. составляют духи-хозяева, Д., обитающие в доме или отдельных его частях. Выделялись также Д. источников, озер, рек, лесов, гор, полей.

ЗАГРОБНЫЙ МИР потусторонний мир, мир мёртвых, тот свет, в мифологии обитель умерших (их душ).

В архаических Традициях умершие могли продолжать жизнь охотников, превращаться в зверей и птиц, в виде духов возвращаться к стоянкам сородичей.

Миф о Хароне – перевозчике душ в мир мертвых.

17. Отражение мифических представлений в обрядах охотников.Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту. У многих первобытных народов члены общины под предводительством своего общинного мага обращались за помощью в охоте к тотемным духам. Часто обряд включал ритуальные танцы. В центре ритуала был коллун-заклинатель. Часто таких духов-предков необходимо было расположить к себе.

Важнейшим магическим подспорьем в охоте служила и наскальная живопись.

Охотничьи ритуалы, в частности, связанные с мифом об умирающем и воскресающем звере, регулируют отношения «обмена» между миром людей и животным царством: ср. обычаи захоронения убитого на охоте медведя как сородича в сакральном центре общины у народов Сибири и погребение Охотником убитого зверем, в лесу.

Отражение мифических представлений в обрядах инициации. Обряд инициации — возрастной (возрастно-половой) посвятительный обряд. Этот обряд связан по происхождению с возрастным и половым разделением труда, зародившимся в первобытном обществе на определенной ступени его развития. Система возрастных инициаций у центральноавстралииских племен породила специфические, адекватные ей и очень характерные мифологические образы, корни и смысл которых совершенно ясны. Это прежде всего двуликий мифический образ учредителя и покровителя посвятительных обрядов, в то же время — духа-страшилища, отпугивающего непосвященных. Эти две стороны, две ипостаси то сливаются в едином образе, то раздваиваются, то из них остается лишь одна сторона, одна ипостась. У аранда женщины и непосвященные подростки верят в особого духа Туаньирика, который во время инициации уносит в лес посвящаемых юношей и там убивает их, отрезая голову, затем опять оживляет; во время церемоний из леса доносится глухой и жуткий звук — голос Туаньирики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: