— Я, по крайней мере, думаю, что если изучение всех разобранных нами
предметов доходит до установления их общности и родства и приводит к
выводу относительно того, в каком именно отношении они друг к другу
близки, то оно будет способствовать достижению поставленной нами цели,
так что труд этот окажется небесполезным. В противном же случае он
бесполезен.
— Мне тоже так кажется. Но ты говоришь об очень сложном деле, Сократ.
— Ты разумеешь вводную часть или что-нибудь другое? Разве мы не знаем,
что все это лишь вступление к тому напеву, который надо усвоить? Ведь не
считаешь же ты, что кто в этом силен, тот и искусный диалектик?
— Конечно, нет, клянусь Зевсом! Разве это очень немногие из тех, кого я
встречал.
— А кто не в состоянии привести разумный довод или его воспринять, тот
никогда не будет знать ничего из необходимых, по нашему мнению, знаний.
— Да, не иначе.
— Так вот, Главкон, это и есть тот самый напев, который выводит
диалектика. Он умопостигаем, а между тем зрительная способность хотела бы
|
|
его воспроизвести, но ведь ее попытки что-либо разглядеть обращены, как мы
говорили, лишь на животных, как таковых, на звезды, как таковые, наконец
на Солнце, как таковое. Когда же кто-нибудь делает попытку рассуждать, он,
минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности
любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не
постигнет сущность блага. Так он оказывается на самой вершине
умопостигаемого, подобно тому, как другой взошел на вершину зримого.
— Совершенно верно.
— Так что же? Не назовешь ли ты этот путь диалектическим?
— И дальше?
— Это будет освобождением от оков, поворотом от теней к образам и свету,
подъемом из подземелья к Солнцу. Если же и тогда будет невозможно
глядеть на живые существа, растения и на Солнце, все же лучше смотреть на
божественные отражения в воде и на тени сущего, чем на тени образов,
созданные источником света, который сам не более как тень в сравнении с
Солнцем. Взятое в целом, занятие теми науками, о которых мы говорили, дает
эту возможность и ведет прекраснейшее начало нашей душе ввысь, к
созерцанию самого совершенного в существующем, подобно тому, как в
первом случае самое отчетливое из ощущений, свойственное нашему телу,
направлено на самое яркое в теловидной и зримой области.
— Я допускаю, что это так, хотя допустить это мне кажется очень трудным; с
другой стороны, трудно это и не принять. Впрочем (ведь не только сейчас об
этом речь, придется еще не раз к этому возвращаться), допустив, что дело
обстоит так, как сейчас было сказано, давай перейдем к самому напеву и
|
|
разберем его также, как мы разбирали это вступление.
— Скажи, чем отличается эта способность рассуждать, из каких видов она
состоит, каковы ведущие к ней пути? Они, видимо, приводят к цели,
достижение которой было бы словно отдохновением для путника и
завершением его странствий.
— Милый мой Главкон, у тебя еще пока не хватит силы следовать за мной,
хотя с моей стороны нет недостатка в готовности. А ведь ты увидел бы уже не
образ того, о чем мы говорим, а саму истину, по крайней мере, как она мне
представляется. Действительно ли так обстоит или нет − на это не стоит пока
напирать. Но вот увидеть нечто подобное непременно надо − на этом следует
настаивать. Не так ли?
— И что же дальше?
— Надо настаивать и на том, что только способность рассуждать может
показать человеку сведущему в разобранных нами теперь науках, иначе же это никак не возможно.
— Стоит утверждать и это.
— Никто не докажет нам, будто можно сделать попытку каким-нибудь иным
путем последовательно охватить все, то есть сущность любой вещи: ведь все
другие способы исследования либо имеют отношение к человеческим
мнениям и вожделениям, либо направлены на возникновение и сочетание
того, что растет и сочетается. Что касается остальных наук, которые, как мы
говорили, пытаются постичь хоть что-нибудь из бытия (речь идет о
геометрии и тех науках, которые следуют за ней), то им невозможно его
увидеть, пока они, пользуясь своими предположениями, будут сохранять их
незыблемыми и не отдавать себе в них отчета. У кого началом служит то,
чего он не знает, а заключение и середина состоят из того, что нельзя сплести
воедино, может ли подобного рода несогласованность когда-либо стать
знанием?
— Никогда.
— Значит, в этом отношении лишь диалектический метод придерживается
правильного пути; отбрасывая предположения, он потихоньку высвобождает,
словно из какой-то варварской грязи, зарывшийся туда взор души и направляет его ввысь, пользуясь в качестве помощников и путчиков теми искусствами, которые мы разобрали. По привычке мы не раз называли их науками, но тут требовалось бы другое название, потому что приемы эти не столь очевидны, как науки, хотя и более отчетливы, чем мнение. А сам рассудок мы уже определили прежде. Впрочем, по-моему, нечего спорить о названии, когда предмет рассмотрения столь значителен, как сейчас у нас.
—Да, не стоит, лишь бы только название ясно выражало, что под этим подразумевается. — Тогда нас удовлетворят, как и раньше, следующие названия: первый раздел − познание, второй − рассуждение, третий − вера, четвертый − уподобление. Оба последних, вместе взятые, составляют мнение,
оба первых − мышление. Мнение относится к становлению, мышление – к сущности. И как сущность относится к становлению, так мышление – к мнению. А как мышление относится к мнению, так мнение относится к вере, а рассуждение − к уподоблению. Разделение же на две области − того, что мы мним, и того, что мы постигаем умом, — и соответствие этих обозначений тем предметам, к которым они относятся, мы оставим за тобой, Главкон, в стороне, чтобы избежать рассуждений, еще во много раз более длинных, чем уже проделаны.
— Но я согласен и с остальным, насколько я в силах за тобой следить.
— Конечно, ты называешь диалектиком того, кому доступно доказательство
сущности каждой вещи. Если кто этого лишен, то насколько он не может дать
отчета ни себе, ни другому, настолько же, скажешь ты, у него и ума не хватит
для этого.
— Как этого не сказать!
— Точно так же обстоит дело и относительно блага. Кто не в силах с
помощью доказательства определить идею блага, выделив ее из всего
остального, кто не идет, словно на поле битвы, сквозь все препятствия,
|
|
стремясь к опровержению, основанному не на мнении, а на понимании
сущности, кто не продвигается через все это вперед с непоколебимой
уверенностью, − про того, раз он таков, ты скажешь, что ему не ведомо ни
само благо, ни какое бы то ни было благо вообще, а если он и прикоснется
каким-либо путем к призраку блага, то лишь при помощи мнения, а не
знания. Такой человек проводит нынешнюю свою жизнь в спячке и
сновидениях, и, прежде чем здесь он пробудится, он, придя в Аид,
окончательно погрузится в сон.
— Клянусь Зевсом, я решительно стану утверждать все это…
— Так не кажется ли тебе, что диалектика у нас будет подобна карнизу,
венчающему все знание, и было бы неправильно ставить какое-либо иное
знание выше нее, ведь она вершина их всех.
— По-моему, это так.
— Тебе остается только распределить, кому мы будем сообщать эти познания
и каким образом.
— Очевидно.[1]