Постсоветский период

В начале 1990-х годов началось сокращение численности русских: в России в связи с убылью населения, в бывших республиках СССР — также ещё и в связи с эмиграцией русского населения в Россию, а также в страны ЕС, США, Австралию и другие страны[ источник не указан 331 день ]. В частности, за 1989—2002 годы численность русских в самой России сократилась с 120 до 116 миллионов человек, на Украине за 1989—2001 годы — с 11,4 до 8,3 млн, в Казахстане за 1989—1999 гг. — с 6,2 млн до 4,5 млн[93][ источник не указан 331 день ]. Таким образом, с 1989 по 1999—2004 гг. общая численность русских в бывшем СССР сократилась со 145,2 млн. (50,5 % из 285,7 млн.чел., СССР) до 133,8 млн чел. (46,7 % из 286,3 млн чел.) или на 7,8 %[ источник не указан 331 день ]. В странах Западной Европы, США,Австралии численность русских к началу XXI века, наоборот, возросла за счёт иммиграции из стран бывшего СССР.

Вместе с тем национальное возрождение[ что? ] осложняется рядом негативных факторов, среди которых отмечаемое «вымирание»[94] и «разобщенность»[95].

Дискриминация русских в XX—XXI веках

В разные годы «Вестник Российской Академии Наук» отмечал почти повсеместное притеснение русских титульными этносами в бывших союзных республиках[96] и в некоторых административных образованиях России[97], там же указывалось на тяжелое состояние русского этноса[98][99].

В конце 1980-х — начале 1990-х годов в России возник так называемый «бум этничности», который ознаменовался всплеском ксенофобских настроений и национализма среди представителей «титульных» групп по отношению к русским, что вылилось в ряде республик Северного Кавказа, в Якутии, Башкортостане, Татарстане и других в дискриминацию «нетитульного», преимущественно русского населения, и отток его в другие регионы[100].

Наиболее заметным проявлением подобного национализма стала дискриминация при кадровых назначениях в национальных республиках в составе России. Практически везде в этих регионах верхний слой назначенцев составляют исключительно представители титульной нации[101][102]. Такая же проблема складывается при поступлении в университеты. В ряде национальных республик фактически произошла «коренизация» школы с вытеснением русского языка и преподаванием на языке титульной нации. Так, в Татарстане татарскому языку отведено 6 часов в неделю, русскому — 4[102].

Практически в каждой национальной республике существует группа интеллектуалов, которая преподносит весь русский народ «в черных красках»[102]. Например, Члены Татарского общественного центра (ТОЦ) воевали на стороне чеченских сепаратистов[102]. Они же в 2003 году разрушили часовню в Набережных Челнах[102]. Местные суды, как правило, оправдывают такие действия. В Татарстане с большим трудом выдаются разрешения на строительство православных церквей и часовен[102]. В Башкортостане отдается приоритет при защите кандидатских и докторских диссертаций башкирам[102].

По оценке экспертов Московского бюро по правам человека, российским регионом с наиболее развитой русофобией является Северный Кавказ и, прежде всего, Чечня. В 1991—1993 гг. произошло массированное «выдавливание» русскоязычного населения из Чечни, сопровождавшееся актами насилия[103]. По сведениям газеты «Известия», в результате этнических чисток в Чечне в 1991—1994 годах погибли 20 тысяч человек и 250 тысяч покинули республику[104]. В 2005 году инициативная группа бывших русских жителей Грозного направила президенту России открытое письмо с требованием официально признать факт массовых этнических чисток в Чечне в период с 1991 по 1994 год. Авторы обращения называли режим Дудаева фашистским и обвинили российские власти в попытке скрыть факт геноцида[104].

Этноним

Русский — частично субстантивированное прилагательное. Возникло от раннего двусоставного сочетания русские люди [105], русский человек, в котором вторая часть стала употребляться сравнительно редко (эллипсис). Древнерусское прилагательное рѹсьскъ, рѹсьскыи образовано от корня рѹс- с помощью суффикса -ьск-, который образует производные от названий местности[106], сравните назаретьскъ «из Назарета». Русь была одновременно названием государства восточных славян и их ранним этнонимом. Этноним рѹсь (ед.ч. м.р. рѹсинъ, ж.р. рѹска) употреблялся как самоназвание до XVIII века. С XVII—XVIII веков он постепенно заменился на искусственные русы, россы [ источник не указан 566 дней ] или россияне, а позднее с XVIII—XIX веков — на великорусы. В XVIII—XIX веках из разговорного языка в литературный проник и закрепился уже известный этноним русские, которым однако в то время коллективно обозначали все три восточнославянских народа, и лишь после 1917 года — только великорусов (великороссов).

Антропонимика

После Крещения Руси в 988 году среди русских получили распространение имена греческого происхождения: Андрей, Алексей, Александр, Анатолий, Аркадий,Афанасий, Василий, Георгий, Григорий, Макар, Николай, Пётр, Степан, Тимофей, Фёдор, а также Анастасия, Елена, Зинаида, Зоя, Ирина, Ксения. Сохранили свое значение ряд славянских имен: Владимир, Всеволод, Ярослав, Людмила. Ограниченно приняты и имена латинского (Антон, Валентин, Сергей, Марк) или еврейского происхождения (Иван, Илья, Михаил, Семён, Яков, Анна, Елизавета, Мария). Помимо личных имен в русском имени присутствует отчество — имя отца с добавлением окончания -ович (для мужчин) или -овна (для женщин). Русские фамилии обычно образуются с помощью русского имени или существительного и окончания -ов (-ев) или -ин. У женщин на конце фамилии добавляется буква -а (например, Петрова).

Русская мысль

Русская мысль развивалась под сильным влиянием христианства. Её расцвет пришелся на XIX век. Важнейшим её вопросом был поиск смысла жизни. Пётр Чаадаевраскрыл его с опорой на Евангелие как построение Царства Божьего на Земле. Позже эта идея в неявном виде была заимствована русскими анархистами ибольшевиками. Мистическая сторона этой идеи получила развитие в софиологии, а научная — в учении о ноосфере. Николай Фёдоров усмотрел смысл жизни в воскрешении предков и заселении ими космических просторов (космизм). Важное место в русской мысли занимала этнофилософия, которая приняла формуславянофильства. Русские воспринимались как славяне, характерная ментальная черта которых заключена в началах соборности, общинности и коллективизма.Народники видели в сохранности русской крестьянской общины возможность перескочить через капиталистическую фазу с её противоречиями и войти в особый, «русский социализм». Многими мыслителями «отсталость» России по сравнению с Западом виделась цивилизационным преимуществом, позволяющим избежать его ошибок. Осмысление русской истории в категориях цивилизационного подхода привело к возникновению евразийства. Также русские мыслители активно впитывали европейскую философию, что привело к появлению в России сторонников идей кантианства, шеллингианства, гегельянства и марксизма. Русские религиозные философы, помимо софиологии, развивали идеи неоплатонизма, православной патристики, имяславия, оказавшего влияние на становление Московской математической школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: