Общие идеи эволюционистской концепции

При эволюционистском подходе культура трактуется как процесс постоянного усложнения и совершенствования, который характеризуется ростом разумности и рациональности, совершенствованием морали, обогащением по содержанию и форме искусства, накоплением знаний и т.п. Происхождение и содержание этого подхода связано с социально-экономическими условиями, вызванными развитием новой техники и сдвигами в научном мышлении, влияющим на общекультурную атмосферу стран Запада.

Само понятие "эволюция" стало использоваться в XVII в. в Англии для обозначения упорядоченной последовательности событий, причем такой, в которой эта упорядоченность осуществляется каким-то образом в соответствии с внутренним принципом развития. Такого рода взгляды на развитие с XVIII в. были определяющими при объяснении динамики форм жизни, а с XIX в. они укоренились и в объяснении существования человеческого общества и культуры. Употребление термина "эволюция" в сходном значении во многих естественных и общественных пауках привело к трактовке его как универсального принципа, проявляющегося в различных явлениях природы, общества и внутреннего мира человека. Идеи эволюции проявились в работах социологов Г. Спенсера, О. Конта, Э. Дюркгейма, этнографа Э. Тайлора, исследователя истории религии Дж. Дж. Фрэзера, историка и этнографа Л. Г. Моргана и других крупных ученых второй половины XIX в. Эволюционная концепция в ее классической форме утверждает особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов: от относительно неопределенной бессвязной гомогенности (однородности) к относительно более определенной согласованной гетерогенности (разнородности). Человеческая культура в рамках этой концепции рассматривалась как совокупность процессов адаптации организованных в общества людей к их природному окружению.

 

Исходными допущениями классического эволюционизма были следующие: психическое единство человека; направленность человеческой культуры от простого к сложному; закономерность культурного развития; эволюционная форма культурной динамики, понимаемая как последовательное усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации. Детерминанты социокультурной эволюции делились на два класса. К внутренним антропологическим побудителям относились "врожденные идеи", динамическими носителями которых считались индивиды и расы - различия между ними трактовались в историческом, а не субстанциональном смысле. В качестве внешних факторов, вызывающих эволюцию, рассматривались природные условия, необходимость жизнеобеспечения, экономические, социальные предпосылки, завоевания, заимствование культурных образцов. Можно говорить о так называемой материалистической школе в эволюционизме, когда обращали внимание на улучшение орудий труда и средств производства, а также форм хозяйства, техники и организации труда, рост городов, торговли и науки. Напротив, идеалисты акцентирован! развитие религии, морали, эстетики, политической идеологии. Основополагающий механизм, придающий динамике культуры закономерный характер, определялся как удержание адаптационной целесообразности культуры на фоне всей совокупности случайных вариаций.

В начале XX в. эволюционистская концепция стала утрачивать научный авторитет, поскольку к этому времени накопился ряд фактов, не укладывающихся в рамки эволюционной интерпретации. Интерес к эволюционным теориям возродил Л. Уайт, научные изыскания которого были поддержаны такими культурными антропологами как А. Вайда, Р. Карнейро, Р. Раппонорт, М. Салинс, М. Харрис и др. Тем самым в 1960-х гг. в США сложился второй этап развития этой концепции, получивший название "неоэволюционизм". Неоэволюционизм как научное направление включает в себя весь спектр теоретических ориентации, связанных с изучением социокультурных изменений, обусловленных отношениями человека как вида с его окружением. Новейший этап развития эволюционной теории следует соотносить с развитием синергетики в конце XX -начале XXI в. - новой научной области, имеющей отношение на начальном этапе своего развития лишь к сфере естественных наук, по в дальнейшем распространившейся и на социокультурную и когнитивную сферы. Сегодня мы свидетели создания синергетической модели эволюции.

Понятие неоэволюционизм возникло в середине 50х годов XX века благодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и антрополога Джулиана Стюарда. В основе неоэволюционизма сохранились основные постулаты традиционного эволюционизма, но вместо идеи однолинейного развития культуры, неоэволюционистами были предложены несколько концепций эволюции, таких как теория общего и частного развития, закон культурной доминанты и др. Неоэволюционисты опирались в своих работах не на философию или историю, а на конкретные науки, непосредственно имеющие дело с социальными изменениями. Это такие дисциплины, как палеонтология, археология, этнология и историография.

Неоэволюционисты рассматривали историю общества как совокупность замкнутых систем, развивающихся в разных направлениях. Такое развитие являлось результатом приспособления человека к различным экологическим средам. Существует три типа эволюционной концепции: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции требует наличия универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем — таких, например, как «дикость — варварство — цивилизация». В настоящее время она не применяется. Идея универсальной эволюции заключается в обнаружении глобальных изменений, имеющих форму развития. Теория многолинейной эволюции допускает существование множества приблизительно одинаковых путей социокультурного развития и установка всеобщих законов эволюции не является её целью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: