Лекции для студентов

Таблица 3 — Тема, объем и литература по лекциям

№ раздела или темы Тема СРС Кол-во часов Литература электронный источник (ссылка на номер источника) Формы контроля успеваемости
  Введение. Исторические этапы развития региона и административное устройство   4,10-14,20,26-27,30 Устный опрос, реферат
  Географическое положение региона. История лесного хозяйства Челябинской области   26.28, 6,10-14,21,25, 29,31-34 Устный опрос, реферат
    Народонаселение, особенности коренных народов   24,26 Устный опрос, реферат
  Челябинское областное общество краеведов. Видные краеведы Челябинской области   2-3,9,16-18,,27,30 Устный опрос, реферат
  Полезные ископаемые Челябинской области   10-14,26 Устный опрос, реферат
  Природная среда края. Особо охраняемые природные территории Челябинской области. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных.   6,10-14,21,25, 29,31-34 Устный опрос, реферат
  Экологическая обстановка в Челябинской области   7,10-14,20-21, 24-26,32 Устный опрос, реферат
  Экономическое и социальное развитие края   7,8, 25-27 Устный опрос, реферат
  Культурное развитие края   20-21 Устный опрос, реферат
итого:     зачет
           

1.4. Список литературы

Раздел 1.

а) Основная литература:

1. Ашинский муниципальный район. Энциклопедия. Челябинск: Книга,2007.

2.Вестник Челябинского областного общества краеведов. № 1-16.

3. Заслуженные учителя школы РСФСР. Заслуженные учителя РФ: энциклопедия.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010.

4.Исследователи природы Челябинской области. ХХ век. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010.- Ч. 1.

5. Исторические чтения: материалы научных конференций. Центр историко-культурного наследия г.Челябинска. Челябинск, 1996, 1997, 1998, 2000, 2004, 2005, 2007, 2008. Вып. 1-11.

6 История России в судьбах южноуральцев. ХХ век Путеводитель по фондам личного происхождения архивных учреждений Челябинской области.- Челябинск, 2003.

7. Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область. Чел.обл.универсальная научная библиотека.

8. Карабаш. Карабашский городской округ: краткая энциклопедия. – Челябинск: Каменный пояс, 2006.

9. Карталы: энциклопедия.- Магнитогорск, 2004.

10. Каталог почтовых марок Российской федерации. М. 2005.

11. Копейск: краткая энциклопедия. – Челябинск: Книга, 2007.

12. Косова Л.С. Краеведение. Учебное пособие.- Томск: Томский государственный университет,2006.

13. Магнитогорск: краткая энциклопедия. – Магнитогорск: Дом печати, 2002.

14. Миасс: энциклопедический словарь. – Миасс: Геотур, 2003.

15. Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. – Челябинск, 1998- вып. 1; 2002 – вып. 3; 2008 – вып. 4.

16. Подвижники. Краеведы Челябинской области. – Челябинск, 2009.

17. Уральские Бирюковские чтения. – Челябинск: Абрис, 2005; Челябинск: Изд-во Марины Волковой,2008; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010.

18. Челябинск. История моего города. Книга для чтения. –Челябинск: Изд-во ЧГПУ,1999. Челябинск: Абрис, 2006.

19.Челябинск: энциклопедия. – Челябинск: Каменный пояс, 2002.

20. Челябинская область: энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2008.

21. Челябинский государственный педагогический университет. – Челябинск: ЧГПУ, 2009.

22. Школьное краеведение. В помощь учителю. – Миасс: Геотур, 2007.

23. Этнические взаимодействия на Южном Урале: материалы науч.-практической конференции. – Чел.: Рифей, 2002, 2004, 2006, 2009. – вып. 1-4.

24. Вязников А.Н., Соколов Г.И. История лесного хозяйства и лесоводы Челябинской области. – Челябинск: Каменный пояс, 2006. Т.1-2.

25. Челябинская область. Краткий географический справочник. – Челябинск: Абрис, 2011.

26. География Челябинской области. Челябинск, 2002.

27. Егурная И.С. Природные феномены. Челябинск, 2007.

28. Историческое краеведение. Челябинская область. Челябинск: Абрис, 2009.

29. Промысловые животные.- Челябинск: Абрис, 2009.

30. Голубые зеркала Каменного пояса.- Челябинск, 2004.

31.Челябинская область. Атлас.- Челябинск: Абрис, 2010.

б) Дополнительная литература:

1. Варненский район: тетрадь юного краеведа. – Челябинск: Абрис, 2008.

2. Верхнеуральский район: тетрадь юного краеведа. – Челябинск: Абрис, 2004, 2009.

3. Вечный поиск. Краеведы Челябинского Урала. – Ч. 1 – Челябинск, 2011, ч. 2-3. Челябинск, 2012.

4. Еткульский район: тетрадь юного краеведа. – Челябинск: Абрис, 2007.

5 Карталинский район: тетрадь юного краеведа. – Челябинск: Абрис, 2006.

6.Каслинский район: тетрадь юного краеведа. Челябинск: Абрис, 2007.

7. Краеведение. Челябинская область: учебник для средней школы. 7 класс. – Челябинск: Абрис, 2009.

8. Краеведение. Челябинская область: учебник для средней школы. 8 класс. – Челябинск: Абрис, 2010.

9. Краеведение. Челябинская область: учебник для средней школы. 9 класс. Челябинск: Абрис, 2011.

10. Образование и наука Южного Урала. Челябинск, 2002, 2003, 2004.

11.Топономическое краеведение.- Челябинск: Абрис, 2009.

12. Усть-Катав: тетрадь юного краеведа. – Челябинск: Абрис, 2004.

13. Челябинск: книга для чтения. – Челябинск: Абрис, 2006.

14.Челябинская область: краткий географический справочник. – Челябинск: Абрис, 1995, 2001, 2004, 2006.

15.Чесменский район: тетрадь юного краеведа. – Челябинск: Абрис, 2007.

16. Южноуральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. - Челябинск: Абрис, 2006.

17. Южноуральский городской округ: тетрадь юного краеведа. – Челябинск: Абрис, 2007.

2. Методические рекомендации преподавателю

Целью методических рекомендаций является повышение эффективности теоретических и практических занятий вследствие более четкой их организации преподавателем, создание целевых установок по каждой теме, систематизация материала по курсу, взаимосвязь тем курса, полное материальное и методическое обеспечение образовательного процесса.

При изучении дисциплины «Краеведение» рекомендуется использовать следующие средства:

- рекомендуемую основную и дополнительную литературу;

- методические указания и пособия;

- контрольные задания для укрепления теоретического материала;

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется проведение письменного опроса студентов по материалам лекции. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.

Для освоения навыков поисковой и исследовательской деятельности студент пишет конспект по одной из тем для самостоятельной работы.

Поскольку лекционный курс по дисциплине «Краеведение» направления подготовки «Лесное дело» только разрабатывается, основной объём материала осваивается студентами самостоятельно. Это предъявляет высокие требования к уровню готовности студента к аудиторным занятиям.

3. Применение интерактивных методов обучения

Проведение занятий предполагает использование следующих интерактивных методов:

1) внеаудиторная самостоятельная работа студентов (индивидуальная и в группах) по подготовке рефератов и курсовых работ.

2) электронные учебники для подготовки к семинарским занятиям;

3) электронное тестирование для текущего контроля знаний студентов.

4,Методические рекомендации студенту

Работа учащихся с учебно-методическим комплексом дисциплины «Краеведение» будет способствовать познанию природы родного края, своей малой Родины, развитию познавательной деятельности, интереса к недрам, почвам, лесным ресурсам, окружающим растениям и животным и их сообществам – важнейшим компонентам природных комплексов, формированию ответственности за их сохранение, понять значимость краеведческих исследований в выявлении и сохранении культурного и природного наследия, проследить становление и развитие краеведения как науки. Много новой информации имеется в трех выпусках книги краеведа Моисеева А.П. «Вечный поиск», 2011,2012. В ней представлены история краеведения на Челябинском Урале, челябинские краеведы, изучающие историю и природу края, знакомит с представителями таких тематических направлений краеведения, как этнография, культура, фольклор,, архивное, библиотечное и музейное дело, коллекционирование.

5. Требования(критериальные показатели) к уровням освоения программы.

Объектами изучения могут быть не только природные, но и антропогенные ландшафты, к которым относятся территории городов, мелких населенных пунктов, сельскохозяйственных земель, промышленных предприятий. Обязательно краеведческое изучение растительности, животного мира, почв, озер, рек, климата, рельефа, горных пород, памятников природы и особо охраняемых природных территорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: