Известно, что большинство богов первоначально были связаны с земледельческими культами – такая тенденция существовала в большинстве мифологических систем, однако в римском варианте это хотелось бы подчеркнуть особо. Большинство древних римских богов связано с культами полей, рощ и лесов. Это неудивительно, римляне – нация земледельцев, обработка земли и сбор урожая всегда были важнейшими событиями жителей Италии.
Сатурн – старейший из богов земледелья. Его представляли великим царем древности, с именем которого был связан «золотой век», когда все люди были равны между собой и счастливы, вкушая родящиеся в изобилии плоды земли; тогда не знали ни рабства, ни частной собственности, ни денег. Именно Сатурн научил людей обрабатывать землю. Вергилий называет Италию «землей Сатурна».
Самому своему происхождению люди обязаны деревьям. Миф об этом звучит так: некогда на месте будущего Рима, в лесах, жили фавны, нимфы и племя людей, рожденное стволами крепкого дуба. Люди эти не имели домов и жили в дуплах деревьев. Об огромной роли культа деревьев, и особенно дуба, у римлян собрал обширный материал Д. Фрезер («Золотая ветвь»). Он подчеркивал связь дуба с Юпитером, с албанскими и римскими царями, носившими венки из дуба. Культы отдельных рощ были впоследствии объединены в праздник Лукарий, во время которого в рощах приносили жертвы богам, прося прощения за порубки леса.
|
|
Богами рощ и лесов были Фавн и Фавна, сильваны, Пик, Кармента. Все они давали пророчества людям, почитающим их, и охраняли стада от волков.
Старейшая римская хтоническая богиня, олицетворяющая Землю, — Теллура (Теллус). Она не только регулировала производительные силы природы, но и насылала землетрясения, правила царством мертвых. Жреческая коллегия арвальских братьев один раз в году, во второй половине мая, совершала обряд жертвоприношения на алтаре богини, моля послать хороший урожаи
С течением времени культ Теллуры был вытеснен культом Цереры — богини жатвы и покровительницы плодородия. Праздники в ее честь — цереалии — начинались 11 или 12 апреля и продолжались восемь дней. Исследователи римской культуры считают Цереру любимой богиней плебса, который особенно ревностно соблюдал ее культ во время праздника все облачались в белые одежды и украшали себя цветами. Впоследствии поклонение Церере приняло общенациональный характер В 493 г до н. э. на Авентинском холме был построен храм, где возносились почести Церере, Бахусу (Либеру) и его супруге Либере. Либер и Либера считались богами оплодотворяющей силы и виноделия. В посвященный им праздник — либералии — римляне, нарядившись в маски из коры деревьев, пели на перекрестках дорог шуточные куплеты, ставшие одним из источников римской комедии.
|
|
Марс, знаменитый бог воины, первоначально был связан с культом плодородия и растительности. Особо велика его роль при охране жителей города в чужих землях. Он указывал путь тем, кто покидал родину в поисках новых поселении, он даровал победу воинам, защищавшим свой город. С Марсом связаны ритуалы очищения земли, имения, доспехов. Согласно некоторым легендам, Марс был отцом Ромула и, следовательно, родоначальником и хранителем Рима. Первоначально Марс входил в триаду богов, возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс, Квирин). Ему был посвящен март — первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы. При формировании нового пантеона (Юпитер, Юнона, Минерва) Марс утверждался как бог войны. Символом Марса было копье, хранившееся в жилище царя, где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, согласно преданию, был послан небесными богами как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий были сделаны для того, чтобы враги не могли распознать подлинник. В 336 г. до н. э. Марсу был посвящен храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники — на ежегодный парад. В центре форума император Август построил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря.
Одной из ипостасей Марса-мирного, дарующего благополучие людям и плодородие земле, был Квирин — бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян — «римский народ квиритов», или «квириты». Впоследствии Квирин отождествляется с Ромулом — учредителем важнейших институтов римского государства.
Диана — одна из древнейших римских богинь. Первоначально олицетворяла растительность как богиня-мать и хозяйка леса. Ее называли «богиней трех дорог» (в праздники ее изображение помещалось на перекрестках), обладающей тройной властью: на небе, на земле и под землей. Диана считалась и олицетворением Луны, впоследствии она была отождествлена с Артемидой и Гекатой. Одним из центров культуры Дианы был город Арция (соврем. — Ла-Ричча). Недалеко от него находилось небольшое лесное озеро, «зеркало Дианы», как называли его в древности. На берегу озера располагалась священная роща и святилище Дианы Немейской (Лесной). В священной роще росло дерево, которое охранялось царем-жрецом. Должность эта добывалась в открытом бою и была доступна любому, в том числе и беглому рабу. О том, как был основан в Немейской роще культ Дианы, рассказывают два предания, у которых есть одно общее свойство, характерное для многих поздних римских мифов, — стремление связать две мифологические системы — греческую и римскую, а следовательно, две истории и культуры. Первая легенда гласит, что культ Дианы Немейской был учрежден Орестом, бежавшим с сестрой из Тавриды в Италию после убийства царя Фаоса. Его сестра Ифигения была, как известно, жрицей Артемиды. Вторая легенда рассказывает, что первым царем и жрецом Дианы Лесной был Вирбии, под именем которого начал свою вторую жизнь прекрасный греческий герой Ипполит, погибший из-за несправедливого навета Федры, его мачехи, и гнева Тесея, его отца. По просьбе Дианы его воскресил Эскулап (Асклепий), и богиня перенесла своего любимца в Немейскую рощу, где он учредил ее новое святилище. Римские легенды называют Вирбия возлюбленным Дианы, и это неудивительно, так как Диана в отличие от отождествляемой с ней Артемиды, девственной богини-охотницы, была богиней плодородия и деторождения. В культе Дианы важную роль играл огонь. Во время ежегодного праздника богини, проходившего в самое жаркое время года (13 августа), ее роща являлась светом множества факелов. В тот день по всей Италии, у каждого домашнего очага, совершались священные обряды. Сама богиня на статуэтках, найденных в Немейской роще, изображена с факелом в поднятой правой руке.
|
|
Веста – богиня домашнего очага городской общины, курии. Культ этой богини, с одной стороны, отождествлялся с поклонением Диане, с другой стороны, был связан с Янусом, которого называли отцом, а Весту – матерью. Неслучайно молитву богам римляне начинали Янусом, а заканчивали Вестой. В древности она была богиней священного огня, поэтому любой очаг римляне называли «Вестой». Огонь, горевший в храме богини, считался нерукотворным, т.е. зажигаемым только от солнечных лучей, он обновлялся 1 марта, когда по старому календарю начинался новый год. Римляне полагали, что огонь всегда чист и непорочен, поэтому служить Весте могли только девственницы. Они избирались из числа девочек 6-10 лет и должны были посвятить богине 30 лет: поддерживать огонь в храме как символ государственной надежности и устойчивости. В течение этого срока они обязаны были хранить девственность, а за нарушение закона замуровывались живыми. Весталки в римском обществе пользовались исключительными привилегиями и почестями. Осужденный преступник, если он случайно встречал одну из служительниц храма, подлежал освобождению. Возможно, с Вестой, как и с Янусом, были связаны космогонические мифы; например, считалось, что главный священный очаг Весты находится в центре вселенной, поэтому храм богини на форуме в Риме имел круглую форму - он символизировал круг земель, в центре которых горел огонь Весты. Другой древний аспект культа богини – ее принадлежность к земледельческим богам. В этом качестве Веста была хранительницей засеянного поля. С распространением мифа об Энее храму Весты отводилось почетное место сохранения национальной святыни палладия - изображения вооруженной Афины Паллады со щитом и поднятым копьем, согласно легенде, привезенным Энеем и почитаемый в храме Весты как залог мощи Рима. Веста представляли с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.
|
|
Венера - богиня красоты и любви, прародительница и покровительница римлян. Особую популярность ее культ приобрел в I веке до н. э., когда богиню объявили своей покровительницей Сулла, Помпеи и Цезарь. Кроме традиционных эпитетов, свидетельствующих о ее необыкновенной красоте («прекрасная», «лучезарная» и т.д.), в Риме ее называли «милостивой», «очищающей», «конной» и даже «лысой» (по преданию, в память о самоотверженности римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовления канатов). Первоначально ей поклонялись как богине садов, а ее имя упоминалось как синоним плодов. С распространением предания об Энее Венера стала отождествляться с Афродитой, матерью Энея, а затем с приходом в Рим восточных культов с Исидой и Астартой.
Фортуна — богиня счастья. Первоначально почиталась как богиня садов и плодов, урожая. Фортуна считалась также защитницей женщин, благонравных матрон, лишь один раз побывавших замужем. Ее праздник 11 июня совпадал с днем богини плодородия и деторождения Великой Матери, и ей, как одной из богинь, воплощавших в себе образ Великой Матери, посвящали свои молитвы женщины, мечтающие о ребенке и легких родах. Впоследствии культ богини меняется, и она превращается в богиню счастливого случая. Считается, что ее культ учредил Сервий Туллий, который, будучи по происхождению сыном раба, стал царем Рима. Удивительную метаморфозу сам герой связывал именно с покровительством богини Фортуны, которой он воздвиг несколько святилищ. С тех пор легионы, победившие в трудных боях, консулы и простые римляне ставили алтари богине счастливого случая, покровительнице удачи. На различных изображениях Фортуна, которую представляли цветущей женщиной с рогом изобилия в руках, фигурировала вместе с пенатами, покровителями рода и фамилии. С наступлением эры христианства забылись многие языческие боги, но именно Фортуна осталась популярной и почитаемой. Интерес к ней начинается в эпоху Возрождения, когда личность желает утвердиться в мире, завоевать его и верит в свои таланты и возможности. Фортуна противостоит слепому року, неумолимой судьбе, поэтому вера в нее станет путеводной звездой многих великих и самых обыкновенных людей. Фортуна может обласкать (не случайно говорят «любимец Фортуны»), но ее нельзя искушать, а то капризная богиня может и отвернуться. Возможно, вера в Фортуну — это прежде всего вера человека в себя самого, в свою удачу, поэтому имя римской богини счастья никогда не будет забыто.
Флора — богиня цветения колосьев, цветов и садов, олицетворение юности и весны. На посвященных ей праздниках — флоралиях, длившихся с 28 апреля до 3 мая, люди украшали себя цветами и славили приход весны.
Другая значительная группа богов была связана с фамильными культами. Древний Рим был славен сплоченностью отдельных родов, во главе каждого стоял патриарх, глава семьи. Закреплению такой традиции способствовал культ Гения. Первоначально его представляли богом мужской силы, впоследствии считалось, что у каждого мужчины есть свой Гений — добрый бог-покровитель, сопровождающий его на протяжении всей жизни (у женщин подобную функцию выполняла Юнона). Особо важен был культ Гения главы рода, праздник которого отмечался всей фамилией в день рождения. Центром фамильного культа был домашний очаг, домашняя Веста, у которого собиралась вся семья; трапеза в праздничный день носила сакральный характер, так как часть ее уделялась богам. Домашними богами были Лары и Пенаты.
Лары охраняли домашний очаг и земли фамильной усадьбы. Считается, что культ Ларов связан с древней традицией хоронить мертвых в их домах, а следовательно, с культом предков и богов Манов. Маны — добрые боги — хранители могил, но с ними была связана богиня Мания — страшное существо загробного мира, насылающее безумие Видимо, первоначально Лары, Маны и Мания воспринимались как боги, олицетворяющие хтонические силы жизни и смерти. Затем Маны превратились в обитателей подземного мира, в которых воплощаются души умерших. Таким образом, Маны были добрыми подземными покровителями фамилии, а Лары царили в семейной усадьбе, следили за выполнением членами семьи своих непосредственных обязанностей относительно родителей, детей, родины, богов, слуг, а в случае неисполнения строго карали. На алтаре Ларов раб мог найти прибежище от гнева господина. Существовали также Лары соседских общин. Их святилища сооружались на перекрестках, а количество отверстий в них соответствовало числу соседей. Здесь приносились жертвы Ларам и справлялся праздник Компиталий, сопровождавшийся песнями, плясками, различными состязаниями с участием свободных граждан и рабов. Соседских или компи-тальных Ларов просили дать богатый урожай, охранять от убийства и любого другого несчастного случая. Как и многие другие боги, соседские Лары жили в лесах и водных источниках.
Другими покровителями римских домов были Пенаты. Вероятно, сначала их чтили как хранителей продовольствия, а затем их функции расширились до охраны всего дома и семьи. В отличие от Ларов Пенаты связаны непосредственно с людьми, а не с местом, поэтому при переезде семьи из одного дома в другой боги сопровождали своих подопечных. Алтарь Пенатов находился у очага: здесь им приносились дары, здесь же стояли и глиняные фигурки богов (обычно их было две). Культ Пенатов распространялся только на свободных граждан — рабы обращались в своих молитвах к Ларам Существовали также и государственные Пенаты, которых, согласно легенде, Эней вывез из горящей Трои и которые считались древними святынями Рима. «Божественные Пенаты римского народа» находились в тайном помещении храма Весты. Имена и изображения их хранились в глубокой тайне от непосвященных, и лишь жрецы и весталки могли приближаться к ним.
Лары и Пенаты стали в европейской культурной традиции символами родины и домашнего очага.
Римские боги не отличались могуществом греческих, не вмешивались в жизнь людей, их нельзя было призвать на помощь, как Одиссей призывал Афину, но, возможно, они были даже более любимы своим народом. Чтобы распознать волю богов, умиротворить и заручиться их поддержкой, в Риме была разработана система священнослужения. В семье жрецом считался отец, а во главе общественных коллегий стоял великий понтифик. Центральное греческое сообщество, непосредственно окружавшее великого понтифика, состояло из девяти членов. Они вели записи происходящих событий, существующих законов, следили за предзнаменованиями, устраивали жертвоприношения. При проведении официальных обрядов понтификам помогали шестнадцать фламенов — возжигателей жертвенного огня.
Самой влиятельной среди многочисленных коллегий была коллегия девяти авгуров, которые изучали волю богов сначала посредством слежения за полетом птиц, а затем путем изучения внутренностей жертвенных животных. Слово «авгур» означает человека, который носит птицу, а «аустиция» — наблюдение за птицами. Любое значительное политическое действие (объявление войны, проведение переговоров) предварялось аустициями, результаты которых трактовались авгурами.
Римские культовые обряды представляли собой приношение даров или жертв богам, чтобы заручиться их поддержкой или отвратить от себя несчастье. Самым важным считалось точное в словах и движениях исполнение ритуала, а в случае допущения какой-либо ошибки необходимо было повторить обряд до тридцати раз. Отсюда проистекает и первое значение слова «религия» (religio) — выполнение ритуала. В Риме часто проводилась церемония очищения, которой подвергались поля, дома, храмы, армии. Во время торжественной процедуры процессия обходила по кругу объект, который должен быть очищен, возносились молитвы, приносились жертвы, благодаря которым изгонялись дурные силы и отвращались несчастья.
Особое значение для римского народа имели сивиллины книги. Слово «сивилла» означает не имя собственное, как часто думают, а жрица, пророчица. Мифы о женщинах, обладающих талантом предсказания, связаны с мифами об Аполлоне. Именно встреча с сияющим богом определила судьбу Кассандры, дочери Приама. Аполлон наградил ее даром предвидения, но, оскорбленный (Кассандра не ответила на его любовь), покарал презрением окружающих, не верящих ее словам. Римская пророчица, знаменитая Кумская сивилла, в отличие от Кассандры с влюбленным в нее Аполлоном не спорила и получила в награду от него не только дар прорицания, но и долголетие, однако забыла главное — вечную молодость. Очень скоро, лет через 100, она превратилась в древнюю старуху. Ее место обитания описал Вергилий так: на склоне Эвбеиской горы зияет пещера, в которую ведут сто ходов, а из ста отверстий на сто голосов ведут сто проходов. Жрица вещает в состоянии экстатического безумия, исступления, так как ее устами говорит сам бог Аполлон. По преданию, Кумская пророчица предложила римскому царю Тарквинию Гордому купить у нее девять священных книг, написанных стихотворным размером. Царь от текстов отказался, и сивилла сожгла три книги, затем повторила свое предложение, получила новый отказ и снова сожгла три книги. Лишь на третий раз царь согласился внять совету авгуров и купил оставшиеся книги.
С тех пор священные книги считались тайными и хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера Капитолийского. К сивиллиным книгам обращались в трудных ситуациях, когда правители Рима хотели узнать волю небес и принять необходимое решение.
В европейской поэтической традиции сивилла — женский вариант пушкинского пророка. Она наделена небывалым поэтическим даром и мудростью.
Таковы были древние римские божества и посвященные им праздники. Однако с развитием римского государства, а также в связи с завоеванием средиземноморского бассейна, которое повлекло за собой знакомство с греческой культурой, религиозно-мифологические взгляды римлян в эпоху республики, а затем и империи, подвергаются значительным изменениям. В первую очередь происходит отождествление греческих богов с римскими по принципу сходства функций: Юпитер — Зевс, Юнона — Гера, Афина — Минерва и т. д. Образы некоторых богов заметно усложняются: например, Меркурий, бог торговцев, становится и проводником в царство мертвых; Венера, богиня садов, превращается в покровительницу любви и олицетворение красоты. И наконец, если аналог греческого божества в римской мифологии отсутствовал, наблюдалось прямое заимствование. Так случилось с культом Феба-Аполлона, у которого, как известно, не существовало римского дубликата. Однако влияние греческого элемента на римскую мифологию обычно гипертрофируется и переоценивается. Распространение греческой культуры шло «сверху», из аристократических кругов, и не охватывало всех слоев римского общества. Кроме того, центральное место в национальном менталитете занимали мифы об истории Рима, в которых можно выделить две основные темы: история Энея и его потомства, особенно братьев-близнецов Ромула и Рема, и рассказы о первых царях и героях города. Римский миф отразил и развитие римской экспансии на Средиземноморье, и миграцию населения, и демократизацию общественного строя, и, наконец, централизованное положение самого Рима, распространявшего свою власть на многие страны.