Земледельческие культы

Известно, что большинство богов первоначально были связаны с земледельческими культами – такая тенденция существовала в большинстве мифологических систем, однако в римском варианте это хотелось бы подчеркнуть особо. Большинство древних римских богов связано с культа­ми полей, рощ и лесов. Это неудивительно, римляне – нация земледельцев, обработка земли и сбор урожая всегда были важнейшими событиями жителей Италии.

Сатурн – старейший из богов земледелья. Его представляли великим царем древности, с именем которого был связан «золотой век», когда все люди были равны между собой и счастливы, вкушая родящиеся в изобилии плоды земли; тогда не знали ни рабства, ни частной собственности, ни денег. Именно Сатурн научил людей обрабатывать землю. Вергилий называет Италию «землей Сатурна».

Самому своему происхождению люди обя­заны деревьям. Миф об этом звучит так: некогда на месте будущего Рима, в лесах, жили фавны, нимфы и племя лю­дей, рожденное стволами крепкого дуба. Люди эти не име­ли домов и жили в дуплах деревьев. Об огромной роли куль­та деревьев, и особенно дуба, у римлян собрал обширный материал Д. Фрезер («Золотая ветвь»). Он подчеркивал связь дуба с Юпитером, с албанскими и римскими царями, носившими венки из дуба. Культы отдельных рощ были впо­следствии объединены в праздник Лукарий, во время кото­рого в рощах приносили жертвы богам, прося прощения за порубки леса.

Богами рощ и лесов были Фавн и Фавна, сильваны, Пик, Кармента. Все они давали пророчества людям, почитающим их, и охраняли стада от волков.

Старейшая римская хтоническая богиня, олицетворяю­щая Землю, — Теллура (Теллус). Она не только регулиро­вала производительные силы природы, но и насылала землетрясения, правила царством мертвых. Жреческая колле­гия арвальских братьев один раз в году, во второй половине мая, совершала обряд жертвоприношения на алтаре боги­ни, моля послать хороший урожаи

С течением времени культ Теллуры был вытеснен куль­том Цереры — богини жатвы и покровительницы плодоро­дия. Праздники в ее честь — цереалии — начинались 11 или 12 апреля и продолжались восемь дней. Исследователи римской культуры считают Цереру любимой богиней плеб­са, который особенно ревностно соблюдал ее культ во вре­мя праздника все облачались в белые одежды и украшали себя цветами. Впоследствии поклонение Церере приняло общенациональный характер В 493 г до н. э. на Авентинском холме был построен храм, где возносились почести Це­рере, Бахусу (Либеру) и его супруге Либере. Либер и Либера считались богами оплодотворяющей силы и виноделия. В посвященный им праздник — либералии — римляне, на­рядившись в маски из коры деревьев, пели на перекрестках дорог шуточные куплеты, ставшие одним из источников римской комедии.

Марс, знаменитый бог воины, первоначально был связан с культом плодородия и растительности. Особо велика его роль при охране жителей города в чужих землях. Он указывал путь тем, кто покидал родину в поисках новых поселении, он даровал победу воинам, защищавшим свой город. С Марсом связаны ритуалы очищения земли, имения, доспехов. Согласно некоторым легендам, Марс был отцом Ромула и, следовательно, родоначальником и хранителем Рима. Первоначально Марс входил в триаду богов, возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс, Квирин). Ему был посвящен март — первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы. При формировании но­вого пантеона (Юпитер, Юнона, Минерва) Марс утверж­дался как бог войны. Символом Марса было копье, хранив­шееся в жилище царя, где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, согласно преданию, был послан небесными богами как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий были сделаны для того, чтобы вра­ги не могли распознать подлинник. В 336 г. до н. э. Марсу был посвящен храм у Капенских ворот, откуда войско вы­ступало на войну, а всадники — на ежегодный парад. В цен­тре форума император Август построил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря.

Одной из ипостасей Марса-мирного, дарующего благо­получие людям и плодородие земле, был Квирин — бог на­родного собрания, отсюда полное наименование римлян — «римский народ квиритов», или «квириты». Впоследствии Квирин отождествляется с Ромулом — учредителем важ­нейших институтов римского государства.

Диана — одна из древнейших римских богинь. Первона­чально олицетворяла растительность как богиня-мать и хо­зяйка леса. Ее называли «богиней трех дорог» (в праздники ее изображение помещалось на перекрестках), обладающей тройной властью: на небе, на земле и под землей. Диана счи­талась и олицетворением Луны, впоследствии она была отождествлена с Артемидой и Гекатой. Одним из центров культуры Дианы был город Арция (соврем. — Ла-Ричча). Недалеко от него находилось небольшое лесное озеро, «зер­кало Дианы», как называли его в древности. На берегу озе­ра располагалась священная роща и святилище Дианы Немейской (Лесной). В священной роще росло дерево, которое охранялось царем-жрецом. Должность эта добывалась в от­крытом бою и была доступна любому, в том числе и беглому рабу. О том, как был основан в Немейской роще культ Диа­ны, рассказывают два предания, у которых есть одно общее свойство, характерное для многих поздних римских ми­фов, — стремление связать две мифологические систе­мы — греческую и римскую, а следовательно, две истории и культуры. Первая легенда гласит, что культ Дианы Не­мейской был учрежден Орестом, бежавшим с сестрой из Тав­риды в Италию после убийства царя Фаоса. Его сестра Ифигения была, как известно, жрицей Артемиды. Вторая легенда рассказывает, что первым царем и жрецом Дианы Лесной был Вирбии, под именем которого начал свою вторую жизнь прекрасный греческий герой Ипполит, погибший из-за не­справедливого навета Федры, его мачехи, и гнева Тесея, его отца. По просьбе Дианы его воскресил Эскулап (Асклепий), и богиня перенесла своего любимца в Немейскую рощу, где он учредил ее новое святилище. Римские легенды называ­ют Вирбия возлюбленным Дианы, и это неудивительно, так как Диана в отличие от отождествляемой с ней Артемиды, девственной богини-охотницы, была богиней плодородия и деторождения. В культе Дианы важную роль играл огонь. Во время ежегодного праздника богини, проходившего в самое жаркое время года (13 августа), ее роща являлась светом множества факелов. В тот день по всей Италии, у каждого домашнего очага, совершались священные обряды. Сама богиня на статуэтках, найденных в Немейской роще, изображена с факелом в поднятой правой руке.

Веста – богиня домашнего очага городской общи­ны, курии. Культ этой богини, с одной стороны, отождествлялся с поклонением Диане, с другой стороны, был связан с Янусом, которого называли отцом, а Весту – матерью. Неслучайно молитву богам римляне начинали Янусом, а заканчивали Вестой. В древности она была богиней священного огня, поэтому любой очаг римляне называли «Вестой». Огонь, горевший в храме богини, считался нерукотворным, т.е. зажигаемым только от солнечных лучей, он обновлялся 1 марта, когда по старому календарю начинался новый год. Римляне полагали, что огонь всегда чист и непорочен, поэтому служить Весте могли только девственницы. Они избирались из числа девочек 6-10 лет и дол­жны были посвятить богине 30 лет: поддерживать огонь в храме как символ государственной надежности и устойчивости. В те­чение этого срока они обязаны были хранить девственность, а за нарушение закона замуровывались живыми. Вестал­ки в римском обществе пользовались исключительными при­вилегиями и почестями. Осужденный преступник, если он случайно встречал одну из служительниц храма, подлежал освобожде­нию. Возможно, с Вестой, как и с Янусом, были связаны космогонические мифы; например, считалось, что главный священный очаг Весты находится в центре вселенной, поэтому храм богини на форуме в Риме имел круглую форму - он символизировал круг земель, в центре которых горел огонь Весты. Другой древний аспект культа богини – ее принадлежность к земледельческим богам. В этом качестве Веста была хранительницей засеянного поля. С распространением мифа об Энее храму Весты отводилось почетное место сохранения национальной святыни палладия - изображения вооруженной Афины Паллады со щитом и поднятым копьем, согласно легенде, привезенным Энеем и почитаемый в храме Весты как залог мощи Рима. Веста представляли с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.

Венера - богиня красоты и любви, прародительница и покровительница римлян. Особую популярность ее культ приобрел в I веке до н. э., когда богиню объявили своей покровительницей Сулла, Помпеи и Цезарь. Кроме традиционных эпитетов, свидетельствующих о ее необыкновенной красоте («прекрасная», «лучезарная» и т.д.), в Риме ее называли «милостивой», «очищающей», «конной» и даже «лысой» (по преданию, в память о самоотверженно­сти римлянок, отдавших во время войны с галлами свои во­лосы для изготовления канатов). Пер­воначально ей поклонялись как богине садов, а ее имя упо­миналось как синоним плодов. С распространением преда­ния об Энее Венера стала отождествляться с Афродитой, матерью Энея, а затем с приходом в Рим восточных культов с Исидой и Астартой.

Фортуна — богиня счастья. Первоначально почиталась как богиня садов и плодов, урожая. Фортуна считалась так­же защитницей женщин, благонравных матрон, лишь один раз побывавших замужем. Ее праздник 11 июня совпадал с днем богини плодородия и деторождения Великой Матери, и ей, как одной из богинь, воплощавших в себе образ Вели­кой Матери, посвящали свои молитвы женщины, мечтающие о ребенке и легких родах. Впоследствии культ богини меня­ется, и она превращается в богиню счастливого случая. Счи­тается, что ее культ учредил Сервий Туллий, который, буду­чи по происхождению сыном раба, стал царем Рима. Удивительную метаморфозу сам герой связывал именно с по­кровительством богини Фортуны, которой он воздвиг несколь­ко святилищ. С тех пор легионы, победившие в трудных боях, консулы и простые римляне ставили алтари богине счастли­вого случая, покровительнице удачи. На различных изобра­жениях Фортуна, которую представляли цветущей женщи­ной с рогом изобилия в руках, фигурировала вместе с пенатами, покровителями рода и фамилии. С наступлением эры христианства забылись многие языческие боги, но имен­но Фортуна осталась популярной и почитаемой. Интерес к ней начинается в эпоху Возрождения, когда личность жела­ет утвердиться в мире, завоевать его и верит в свои таланты и возможности. Фортуна противостоит слепому року, неумо­лимой судьбе, поэтому вера в нее станет путеводной звездой многих великих и самых обыкновенных людей. Фортуна мо­жет обласкать (не случайно говорят «любимец Фортуны»), но ее нельзя искушать, а то капризная богиня может и отвер­нуться. Возможно, вера в Фортуну — это прежде всего вера человека в себя самого, в свою удачу, поэтому имя римской богини счастья никогда не будет забыто.

Флора — богиня цветения колосьев, цветов и садов, оли­цетворение юности и весны. На посвященных ей празд­никах — флоралиях, длившихся с 28 апреля до 3 мая, люди украшали себя цветами и славили приход весны.

Другая значительная группа богов была связана с фа­мильными культами. Древний Рим был славен сплоченно­стью отдельных родов, во главе каждого стоял патриарх, гла­ва семьи. Закреплению такой традиции способствовал культ Гения. Первоначально его представляли богом мужской силы, впоследствии считалось, что у каждого мужчины есть свой Гений — добрый бог-покровитель, сопровождающий его на протяжении всей жизни (у женщин подобную функ­цию выполняла Юнона). Особо важен был культ Гения гла­вы рода, праздник которого отмечался всей фамилией в день рождения. Центром фамильного культа был домашний очаг, домашняя Веста, у которого собиралась вся семья; трапеза в праздничный день носила сакральный характер, так как часть ее уделялась богам. Домашними богами были Лары и Пенаты.

Лары охраняли домашний очаг и земли фамильной усадьбы. Считается, что культ Ларов связан с древней тра­дицией хоронить мертвых в их домах, а следовательно, с культом предков и богов Манов. Маны — добрые боги — хранители могил, но с ними была связана богиня Мания — страшное существо загробного мира, насылающее безумие Видимо, первоначально Лары, Маны и Мания воспринима­лись как боги, олицетворяющие хтонические силы жизни и смерти. Затем Маны превратились в обитателей подземно­го мира, в которых воплощаются души умерших. Таким об­разом, Маны были добрыми подземными покровителями фамилии, а Лары царили в семейной усадьбе, следили за выполнением членами семьи своих непосредственных обя­занностей относительно родителей, детей, родины, богов, слуг, а в случае неисполнения строго карали. На алтаре Ларов раб мог найти прибежище от гнева господина. Суще­ствовали также Лары соседских общин. Их святилища со­оружались на перекрестках, а количество отверстий в них соответствовало числу соседей. Здесь приносились жертвы Ларам и справлялся праздник Компиталий, сопровождав­шийся песнями, плясками, различными состязаниями с уча­стием свободных граждан и рабов. Соседских или компи-тальных Ларов просили дать богатый урожай, охранять от убийства и любого другого несчастного случая. Как и мно­гие другие боги, соседские Лары жили в лесах и водных источниках.

Другими покровителями римских домов были Пенаты. Вероятно, сначала их чтили как хранителей продовольствия, а затем их функции расширились до охраны всего дома и семьи. В отличие от Ларов Пенаты связаны непосредственно с людьми, а не с местом, поэтому при переезде семьи из од­ного дома в другой боги сопровождали своих подопечных. Алтарь Пенатов находился у очага: здесь им приносились дары, здесь же стояли и глиняные фигурки богов (обычно их было две). Культ Пенатов распространялся только на свободных граждан — рабы обращались в своих молитвах к Ларам Существовали также и государственные Пенаты, которых, согласно легенде, Эней вывез из горящей Трои и которые считались древними святынями Рима. «Божествен­ные Пенаты римского народа» находились в тайном поме­щении храма Весты. Имена и изображения их хранились в глубокой тайне от непосвященных, и лишь жрецы и вестал­ки могли приближаться к ним.

Лары и Пенаты стали в европейской культурной тради­ции символами родины и домашнего очага.

Римские боги не отличались могуществом греческих, не вмешивались в жизнь людей, их нельзя было призвать на помощь, как Одиссей призывал Афину, но, возможно, они были даже более любимы своим народом. Чтобы распознать волю богов, умиротворить и заручиться их поддержкой, в Риме была разработана система священнослужения. В се­мье жрецом считался отец, а во главе общественных колле­гий стоял великий понтифик. Центральное греческое сооб­щество, непосредственно окружавшее великого понтифика, состояло из девяти членов. Они вели записи происходящих событий, существующих законов, следили за предзнамено­ваниями, устраивали жертвоприношения. При проведении официальных обрядов понтификам помогали шестнадцать фламенов — возжигателей жертвенного огня.

Самой влиятельной среди многочисленных коллегий была коллегия девяти авгуров, которые изучали волю богов сначала посредством слежения за полетом птиц, а затем путем изучения внутренностей жертвенных животных. Сло­во «авгур» означает человека, который носит птицу, а «аустиция» — наблюдение за птицами. Любое значительное политическое действие (объявление войны, проведение пе­реговоров) предварялось аустициями, результаты которых трактовались авгурами.

Римские культовые обряды представляли собой прино­шение даров или жертв богам, чтобы заручиться их поддер­жкой или отвратить от себя несчастье. Самым важным счи­талось точное в словах и движениях исполнение ритуала, а в случае допущения какой-либо ошибки необходимо было повторить обряд до тридцати раз. Отсюда проистекает и первое значение слова «религия» (religio) — выполнение ритуала. В Риме часто проводилась церемония очищения, которой подвергались поля, дома, храмы, армии. Во время торжественной процедуры процессия обходила по кругу объект, который должен быть очищен, возносились молит­вы, приносились жертвы, благодаря которым изгонялись дурные силы и отвращались несчастья.

Особое значение для римского народа имели сивиллины книги. Слово «сивилла» означает не имя собственное, как ча­сто думают, а жрица, пророчица. Мифы о женщинах, облада­ющих талантом предсказания, связаны с мифами об Аполлоне. Именно встреча с сияющим богом определила судьбу Кассан­дры, дочери Приама. Аполлон наградил ее даром предвидения, но, оскорбленный (Кассандра не ответила на его любовь), по­карал презрением окружающих, не верящих ее словам. Римс­кая пророчица, знаменитая Кумская сивилла, в отличие от Кассандры с влюбленным в нее Аполлоном не спорила и полу­чила в награду от него не только дар прорицания, но и долголе­тие, однако забыла главное — вечную молодость. Очень ско­ро, лет через 100, она превратилась в древнюю старуху. Ее место обитания описал Вергилий так: на склоне Эвбеиской горы зияет пещера, в которую ведут сто ходов, а из ста отвер­стий на сто голосов ведут сто проходов. Жрица вещает в со­стоянии экстатического безумия, исступления, так как ее ус­тами говорит сам бог Аполлон. По преданию, Кумская пророчица предложила римскому царю Тарквинию Гордому купить у нее девять священных книг, написанных стихотвор­ным размером. Царь от текстов отказался, и сивилла сожгла три книги, затем повторила свое предложение, получила но­вый отказ и снова сожгла три книги. Лишь на третий раз царь согласился внять совету авгуров и купил оставшиеся книги.

С тех пор священные книги считались тайными и хра­нились особой жреческой коллегией в храме Юпитера Ка­питолийского. К сивиллиным книгам обращались в трудных ситуациях, когда правители Рима хотели узнать волю небес и принять необходимое решение.

В европейской поэтической традиции сивилла — жен­ский вариант пушкинского пророка. Она наделена небыва­лым поэтическим даром и мудростью.

Таковы были древние римские божества и посвященные им праздники. Однако с развитием римского государства, а также в связи с завоеванием средиземноморского бассей­на, которое повлекло за собой знакомство с греческой культурой, религиозно-мифологические взгляды римлян в эпоху республики, а затем и империи, подвергаются зна­чительным изменениям. В первую очередь происходит отож­дествление греческих богов с римскими по принципу сход­ства функций: Юпитер — Зевс, Юнона — Гера, Афина — Минерва и т. д. Образы некоторых богов заметно усложня­ются: например, Меркурий, бог торговцев, становится и про­водником в царство мертвых; Венера, богиня садов, превра­щается в покровительницу любви и олицетворение красоты. И наконец, если аналог греческого божества в римской ми­фологии отсутствовал, наблюдалось прямое заимствование. Так случилось с культом Феба-Аполлона, у которого, как известно, не существовало римского дубликата. Однако вли­яние греческого элемента на римскую мифологию обычно гипертрофируется и переоценивается. Распространение гре­ческой культуры шло «сверху», из аристократических кру­гов, и не охватывало всех слоев римского общества. Кроме того, центральное место в национальном менталитете занимали мифы об истории Рима, в которых можно выделить две основные темы: история Энея и его потомства, особенно бра­тьев-близнецов Ромула и Рема, и рассказы о первых царях и героях города. Римский миф отразил и развитие римской экспансии на Средиземноморье, и миграцию населения, и демократизацию общественного строя, и, наконец, центра­лизованное положение самого Рима, распространявшего свою власть на многие страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: