I. Примерная тематика занятий
1. Сельская крестьянская община и ее функции.
2. Традиции сибирской общины.
3. Урок-практикум (деловая игра) «Мир сибирской общины».
II. Термины
«Общество», функции общины, повинности, сход, круговая порука.
III. Диалог
В основе сибирской общины (истоком ее) была семья. Как, по-вашему, шел процесс складывания общины? Каковы функции крестьянской общины в Сибири? Почему в начале XX века основную роль в жизни «общества» начинают играть вопросы о переделах пахотной земли? Степь, лесостепь, подтайга, тайга: в каких зонах начались переделы через определенное время? Проведя аналогию с жизнью современной деревни, определите, в чем могли состоять причины тяжб, разбирательств между членами «общества»? Одинаково ли разрешались и разрешаются сейчас конфликты в деревне, между соседями? Как, по-вашему, избежать конфликтов внутри крестьянского мира?
IV. Дискуссия
Возможно ли сейчас возродить общину? Есть ли в этом необходимость? Если да, то каковы пути возрождения и функции «современной» общины?
V. Исследования
1. Определите тип общины вашего села в прошлом, ее функции.
2. Где размещалось волостное правление? Сохранилось ли здание?
3. Какие выборные должности исполняли предки учащихся класса?
4. Если ваши предки жили в селении в прошлом, то где находились ваши пашни, покосы, иные угодья?
VI. Творчество
Сочинения «Если бы главой администрации был я...», «Сельский сход» (от имени участника схода сельской общины).
VII. Музей
Схема-таблица «Структура крестьянской общины села...».
Фотографии крестьян, бывших до революции старостами, волостными старшинами, писарями и др.
Фотографии волостного правления.
Отметьте памятными знаками (памятными досками) здания дореволюционной школы, почты, волостного правления, медпункта.
Глава IV.
МИР ПРИЕНИСЕЙСКИХ ОБЩИН
§ 10. МЫ — СТАРОЖИЛЫ!
Мир старожилов-сибиряков составляли сельские общины, сообщества потомственных старожилов сибирских городов, старожильческие консорции нескольких типов. Мир старожилов воспроизводил себя в последующих поколениях благодаря устоявшимся традициям, обычаям, системе воспитания детей, замкнутости жизни, крайней слабости миграционных процессов.
Кто же такие старожилы? Во-первых, истинными сибирскими старожилами считаются «чалдоны» (челдоны) — потомки первых засельщиков новых земель, первопроходцев. До настоящего времени идет спор о значении понятия «чалдон». Наиболее точным, видимо, можно считать следующее: в XIX в. в северной части Енисейской губернии этим словом определяли «люд неуемный, бродячий, без привычки к насиженному месту, промышлявший охотой, суровый и диковатый на вид». Вряд ли серьезным является бытующее объяснение, что «чалдоны» — выходцы с «Чала и Дона». Почти все первые «засельщики» были из северных областей России. Даже в период сравнительно широкого переселенческого движения второй половины XIX в. контингент государственных крестьян северных губерний составляет 64,7% всех переселенцев.
В исторической литературе старожилами часто называют тех, кто проживал в Сибири к 1861 г., к началу широкого добровольного переселения бывших крепостных крестьян Центральной России. Однако во второй половине XIX в. сибиряки считали старожилами тех, кто прожил здесь 25 и более лет. Селения, возникшие четверть века назад, также причисляли к старожильческим. Постараемся объяснить это понимание. На наш взгляд, этому соответствует ряд причин: за четверть века переселенец «вживался в образ старожила», терял связь с родными краями, через детей «роднился» со старожилами, а дети его считали себя сибиряками и о родине отцов знали понаслышке. Хозяйство крестьянина за такой срок давно уже становилось средним или зажиточным. Но все же, по сибирским понятиям, наиболее важной была связь через кладбище, через «могилки»: за 25 – 30 лет родственники переселенца находили вечный приют на сибирской земле…