Краеведческая работа. I. Примерная тематика занятий

I. Примерная тематика занятий

1. Сельская крестьянская община и ее функции.

2. Традиции сибирской общины.

3. Урок-практикум (деловая игра) «Мир сибирской общины».

II. Термины

«Общество», функции общины, повинности, сход, круговая порука.

III. Диалог

В основе сибирской общины (истоком ее) была семья. Как, по-вашему, шел процесс складывания общины? Каковы функции крестьянской общины в Сибири? Почему в начале XX века основную роль в жизни «общества» начинают играть вопросы о переделах пахотной земли? Степь, лесостепь, подтайга, тайга: в каких зонах начались переделы через определенное время? Проведя аналогию с жизнью современной деревни, определите, в чем могли состоять причины тяжб, разбирательств между членами «общества»? Одинаково ли разрешались и разрешаются сейчас конфликты в деревне, между соседями? Как, по-вашему, избежать конфликтов внутри крестьянского мира?

IV. Дискуссия

Возможно ли сейчас возродить общину? Есть ли в этом необходи­мость? Если да, то каковы пути возрождения и функции «современной» общины?

V. Исследования

1. Определите тип общины вашего села в прошлом, ее функции.

2. Где размещалось волостное правление? Сохранилось ли здание?

3. Какие выборные должности исполняли предки учащихся класса?

4. Если ваши предки жили в селении в прошлом, то где находи­лись ваши пашни, покосы, иные угодья?

VI. Творчество

Сочинения «Если бы главой администрации был я...», «Сельский сход» (от имени участника схода сельской общины).

VII. Музей

Схема-таблица «Структура крестьянской общины села...».

Фотогра­фии крестьян, бывших до революции старостами, волостными старшинами, писарями и др.

Фотографии волостного правления.

Отметьте памятными знаками (памятными досками) здания дореволюционной школы, почты, волостного правления, медпункта.



Глава IV.
МИР ПРИЕНИСЕЙСКИХ ОБЩИН

§ 10. МЫ — СТАРОЖИЛЫ!

Мир старожилов-сибиряков составляли сельские общины, сообще­ства потомственных старожилов сибирских городов, старожильческие консорции нескольких типов. Мир старожилов воспроизводил себя в последу­ющих поколениях благодаря устоявшимся традициям, обычаям, системе воспитания детей, замкнутости жизни, крайней слабости мигра­ционных процессов.

Кто же такие старожилы? Во-первых, истинными сибирскими старо­жилами считаются «чалдоны» (челдоны) — потомки первых засельщиков но­вых земель, первопроходцев. До настоящего времени идет спор о значении понятия «чалдон». Наиболее точным, видимо, можно считать следующее: в XIX в. в северной части Енисейской губернии этим словом определяли «люд неуемный, бродячий, без привычки к насиженному месту, промышляв­ший охотой, суровый и диковатый на вид». Вряд ли серьезным является бы­тующее объяснение, что «чалдоны» — выходцы с «Чала и Дона». Почти все первые «засельщики» были из северных областей России. Даже в период сравни­тельно широкого переселенческого движения второй половины XIX в. кон­тингент государственных крестьян северных губерний составляет 64,7% всех переселенцев.

В исторической литературе старожилами часто называют тех, кто про­живал в Сибири к 1861 г., к началу широкого добровольного переселения бывших крепостных крестьян Центральной России. Однако во второй половине XIX в. сибиряки считали старожилами тех, кто прожил здесь 25 и более лет. Селения, возникшие четверть века назад, также причисляли к старожильческим. Постараемся объяснить это понимание. На наш взгляд, этому соответ­ствует ряд причин: за четверть века переселенец «вживался в образ старожила», терял связь с родными краями, через детей «роднился» со старожилами, а дети его считали себя сибиряками и о родине отцов знали понаслышке. Хозяйство крестьянина за такой срок давно уже становилось средним или зажиточным. Но все же, по сибирским понятиям, наиболее важной была связь через кладбище, через «могилки»: за 25 – 30 лет родственники пересе­ленца находили вечный приют на сибирской земле…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: