На основе рассмотренных выше состояний научного знания в развитых странах и в России можно сделать определенные обобщения и построить его условную морфологическую модель. Предлагаемая модель представляет собой последовательную дифференциацию культурологического познания по ряду существенных оснований с тем, чтобы выделить науку о культуре из существующего ныне синкретизма культурологии и, возможно, обосновать правомерность утверждения в отечественной науке таких общепринятых названий, как социальная и культурная антропология. Это сняло бы имеющиеся сейчас и совершенно ненужные напряжения в среде отечественных культурологов.
Границы культурологии и культурной антропологии как отдельной области познания. Смежные области — источники допущений. В науке о культуре используются данные других, смежных с ней социальных наук, из которых черпаются обоснованные исходные допущения для изучения культурных феноменов, построения функциональных и причинных закономерностей их существования:
— социобиология обеспечивает допущения о природных видовых свойствах человека, делающих возможным существование искусственного мира;
— психобиология позволяет опираться на знания о природных свойствах людей, обусловливающих устойчивость и изменчивость, порождение и разрушение культурных феноменов;
— этология дает основания для выделения поведенческих универсалий;
— социология обеспечивает исходные допущения о характеристиках аналитического пространства совместной жизни и деятельности людей, искусственные аспекты которого изучаются;
— экология позволяет выделить фундаментальные природные детерминанты существования искусственного мира.
Смежные области — источники информации. В науке о культуре используются данные смежных областей познания как материал для исследования различных групп людей, их идентификационных признаков и демонстративных черт, определяющих их самотождественность;
— лингвистика позволяет использовать знание об общих и специфических характеристиках символической и коммуникативной областей социокультурной жизни;
— история дает возможность пользоваться выделенными, описанными, упорядоченными источниками информации о прошлом для получения исходных материалов для исследования, а также определенными историческими обобщениями как гипотезами для научной проверки;
— археология позволяет использовать вещественные следы культур прошлого для выдвижения гипотез об обусловленностях порождения и изменения вещного окружения людей.
Области познания, обеспечивающие методологическую базу науки о культуре. В науке о культуре используются общепринятые методологические принципы, в первую очередь, из следующих областей упорядочения сбора и обобщения данных:
— теория информации, из которой черпаются представления о том, как превращать обыденный опыт в источник научных данных, т.е. методы отбора и интерпретации единиц наблюдения и анализа;
— теория вероятностей, указывающая на то, что культурные феномены имеют множественную и нелинейную обусловленность порождения и изменения, и к ним применима логика математической статистики, обусловливающая методы изучения связей между антропологическими и культурными переменными;
— теория организации, позволяющая операционализировать и, следовательно, проследить процессы формирования и разрушения культурных порядков, т.е. строить методы изучения силы, интенсивности, устойчивости связей между культурными феноменами;
— общая теория систем, обеспечивающая возможность изучения сложных культурных объектов, т.е. использования методов, позволяющих зафиксировать сложные культурные образования как внутренне взаимосвязанные целостности и проследить за обусловленностью их состояний внутренними и внешними факторами.
Внутренние границы культурологии. Из сказанного следует, что внутри культурологии, как она существует сегодня, наука о культуре занимает в познавательном пространстве свое место, определенное специфичными границами по сравнению с философским и гуманитарным типами познания, имеющими совершенно другие границы. Соответственно, разделение культурологического знания на философское, гуманитарное и социально-научное позволяет провести границу между метафизическим, описательным и объясняющим типами суждений о культуре.
Проведение таких границ позволяет определить место культурной антропологии среди других областей познания, связанных с человеком, обществом, культурой.