Морфология культурологии как области научного познания

На основе рассмотренных выше состояний научного знания в раз­витых странах и в России можно сделать определенные обобщения и построить его условную морфологическую модель. Предлагаемая модель представляет собой последовательную дифференциацию культу­рологического познания по ряду существенных оснований с тем, что­бы выделить науку о культуре из существующего ныне синкретизма культурологии и, возможно, обосновать правомерность утверждения в отечественной науке таких общепринятых названий, как социальная и культурная антропология. Это сняло бы имеющиеся сейчас и совер­шенно ненужные напряжения в среде отечественных культурологов.

Границы культурологии и культурной антропологии как отдельной области познания. Смежные области — источники допущений. В науке о культуре используются данные других, смежных с ней социальных наук, из которых черпаются обоснованные исходные допущения для изучения культурных феноменов, построения функциональных и причинных зако­номерностей их существования:

— социобиология обеспечивает допущения о природных видовых свойствах человека, делающих возможным существование искусствен­ного мира;

— психобиология позволяет опираться на знания о природных свойствах людей, обусловливающих устойчивость и изменчивость, порождение и разрушение культурных феноменов;

— этология дает основания для выделения поведенческих универ­салий;

— социология обеспечивает исходные допущения о характеристи­ках аналитического пространства совместной жизни и деятельности людей, искусственные аспекты которого изучаются;

— экология позволяет выделить фундаментальные природные дете­рминанты существования искусственного мира.

Смежные области — источники информации. В науке о культуре используются данные смежных областей познания как материал для исследования различных групп людей, их идентификационных призна­ков и демонстративных черт, определяющих их самотождественность;

— лингвистика позволяет использовать знание об общих и специ­фических характеристиках символической и коммуникативной областей социокультурной жизни;

— история дает возможность пользоваться выделенными, описан­ными, упорядоченными источниками информации о прошлом для получе­ния исходных материалов для исследования, а также определенными историческими обобщениями как гипотезами для научной проверки;

— археология позволяет использовать вещественные следы куль­тур прошлого для выдвижения гипотез об обусловленностях порожде­ния и изменения вещного окружения людей.

Области познания, обеспечивающие методологическую базу науки о культуре. В науке о культуре используются общепринятые методоло­гические принципы, в первую очередь, из следующих областей упоря­дочения сбора и обобщения данных:

— теория информации, из которой черпаются представления о том, как превращать обыденный опыт в источник научных данных, т.е. методы отбора и интерпретации единиц наблюдения и анализа;

— теория вероятностей, указывающая на то, что культурные феномены имеют множественную и нелинейную обусловленность порож­дения и изменения, и к ним применима логика математической стати­стики, обусловливающая методы изучения связей между антропологи­ческими и культурными переменными;

— теория организации, позволяющая операционализировать и, следовательно, проследить процессы формирования и разрушения культурных порядков, т.е. строить методы изучения силы, интенсив­ности, устойчивости связей между культурными феноменами;

— общая теория систем, обеспечивающая возможность изучения сложных культурных объектов, т.е. использования методов, позволя­ющих зафиксировать сложные культурные образования как внутренне взаимосвязанные целостности и проследить за обусловленностью их состояний внутренними и внешними факторами.

Внутренние границы культурологии. Из сказанного следует, что внутри культурологии, как она существует сегодня, наука о культу­ре занимает в познавательном пространстве свое место, определен­ное специфичными границами по сравнению с философским и гуманита­рным типами познания, имеющими совершенно другие границы. Соот­ветственно, разделение культурологического знания на философское, гуманитарное и социально-научное позволяет провести границу между метафизическим, описательным и объясняющим типами суждений о культуре.

Проведение таких границ позволяет определить место культурной антропологии среди других областей познания, связанных с челове­ком, обществом, культурой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: