Современное состояние научного знания о культуре имеет смысл представить, сравнивая то, что имеется к настоящему времени в развитых странах и в России. Выше были продемонстрированы факторы, детерминировавшие динамику познания культуры на Западе и в России. Из сказанного очевидно, что пути движения такого познания различны в каждом случае. Соответственно различны и имеющиеся ныне результаты. Тем не менее, их следует сопоставить по следующим соображениям.
Во-первых, глобальный процесс модернизации свидетельствует о том, что в модернизирующихся странах закономерными являются рационализация культуры, расширение использования современных технологий, в т.ч. социальных. Россия в этом отношении не исключение.
Во-вторых, консервативная реакция в познании общества и культуры в ответ на осознание того, насколько российские интеллектуалы отстали от мирового уровня, привела к компенсации, своеобразному отгораживанию отечественной культурологической общественности от больших объемов неосвоенной информации. Отсюда усиление ориентированности на прошлое и гуманитарного эссеизма. Но такие ориентации вызывают напряжение в самой культурологии из-за их неэффективности.
В-третьих, давление из более широкого социокультурного контекста на область культурологии становится все сильнее — с целью получить знание об искусственном современном мире и технологии действий в нем.