Западов А. В глубине строки: О мастерстве читателя. – М., 1975. (Глава «Уменье прочитать оду»).
Западов А. Отец русской поэзии: О творчестве Ломоносова. – М., 1975.
Морозов А. Ломоносов. – М., 1987.
Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М., 1987.
Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма. Поэтика Ломоносова // Контекст – 1982. – М., 1983. – С. 303-331.
Щеблыкин И.Л. Михаил Ломоносов: Очерк жизни и поэтического творчества. – М., 1969.
Занятие 3
Жанр трагедии в русской литературе XVIII века
Программа
1. Жанр трагедии и его специфика в русской литературе классицизма.
2. Основной конфликт трагедии А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец». Роль любовного конфликта для развития трагедийного действия.
3. Образ Димитрия в трагедии как монарха–тирана. Какова его политическая программа, каков он как человек? Роль монологов.
4. Соблюдение в трагедии норм классицизма. Специфика сумароковской трагедии.
5. Трагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский», ее полемическая направленность по отношению к пьесе Екатерины II «Историческое представление…из жизни Рюрика».
6. Характер трагедийного конфликта, образ республиканца Вадима. Трагедия «Вадим Новгородский» и нормы классицизма.
Литература
Источники
Сумароков А.П. Эпистола о стихотворстве. Дмитрий Самозванец.
Княжнин Я.Б. Вадим Новгородский.
Исследования
Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII в. – М., 1977.
Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII – XVIII вв. – 1988.
Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия последней трети XVIII в. – Куйбышев, 1985.
Всеволодский-Генгросс В.Н. Русский театр второй половины XVIII в. – М., 1960.
Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М., 1986.
Русские драматурги XVIII – XIX вв. – М.-Л., 1959.
Стенник Ю.В. О художественной структуре трагедии Сумарокова // XVIII век. Сб. 5. – Л.,1962.
Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. – Л., 1981.
Стихотворная трагедия конца XVIII в. – Л., 1964.
Занятие 4
Просветительская комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Программа
1. Комедия как жанр в мировой и русской литературе. Особенности комедии русского классицизма.
2. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая лагерь невежественных дворян?
3. Как изображен лагерь просвещенных дворян? Какова роль Правдина в комедии? Роль пространных монологов Стародума. Характер Софьи и Милона. Влияют ли они на действие комедийного конфликта? Почему?
4. Определите центральные идеи комедии, ее просветительскую направленность.
5. Традиционное и новаторское в комедии.
Литература