Программа

I. Два значения термина «сатира»: принципы художественного отражения действительности и особый жанр поэзии.

II. Тема сатиры «К уму своему. На хулящих учение». Художественная организация сатиры:

a) композиционное своеобразие (последовательность развития мысли, доказательность, логичность, галерея сатирических портретов);

б) способы типизации персонажей (гиперболизация основного нравственного качества, «словесные портреты», реалии, автоирония);

в) особенности стиля и языка (ориентация на просторечие, синтаксическая осложненность, переносы фраз и др.).

III. Основная идея сатиры «Филарет и Евгений. На зависть и гордость дворян злонравных».

IV. Решение просветительской проблемы воспитания в сатире «О воспитании».

a) Какие цели и задачи, метод воспитания предлагает Кантемир?

б) В чем прогрессивность его педагогической теории и в чем ее ограниченность?

Литература

Источники

Кантемир А.Д. Сатиры I, II, VII.

Исследования

Белинский В.Г. Портретная галерея русских писателей. 1. Кантемир // Собр. соч.: В 9 т. – М., 1981. – Т. 7.

Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. – М., 1972. – Т.1.

Гершкович З.И. Об идейно-художественной эволюции А.Д. Кантемира // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. – М.-Л., 1961.

Западов А.В. Кантемир // А.В. Западов. Поэты XVIII века: А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков. – М., 1984.

Прийма Ф.Я. А.Д. Кантемир // Кантемир Антиох. Собр. стих. – Л., 1958.

Занятие 2

Эволюция жанра оды в русской литературе XVIII века

Программа

1. Жанр оды, история его развития, жанровые разновидности и место в европейском и русском классицизме. Требования к жанру оды в классицизме.

2. Проблематика од М.В. Ломоносова, утверждение в них идей просвещенного абсолютизма. «Ода на день восшествия... императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», ее художественные особенности (композиция, метафоризм и гиперболизация образов, обилие тропов, олицетворение природы, устойчивость строфики, повторяющиеся мотивы, звукопись и т.д.).

3. Разрушение классицистической поэтики в одах Г.Р. Державина. Новаторский характер оды «Фелица» (особенности стиля, новые принципы создания образа монарха, образ лирического героя, «высокое» и «низкое» в оде).

Литература

Источники

Ломоносов М.В. Ода на день восшествия... Елисаветы Петровны 1747 года.

Державин Г.Р. Фелица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: