I
Гейро Л.С. Роман И.А. Гончарова «Обломов» // И.А. Гончаров «Обломов». – Л., 1987.
Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Собр. соч.: В 3 т. – М., 1952. – Т. 2.
Писарев Д.И. Обломов: Роман ИА. Гончарова // Д.И. Писарев. Литературная критика: В 3 т. – Л., 1981. – Т. 1.
II
Нестеренко А.А. Авторское начало в эпическом произведении. – М., 1982. – С. 20 – 85.
III
Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. – М., 1981. – С. 38 – 86
Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. – М., 1970.
Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А. Гончарова «Обломов». – СПб., 1996.
Рыбасов А.П. И.А. Гончаров. – М., 1962. – С. 125 – 154.
Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. – М.; Л., 1962.
Дополнительная литература
Лощиц Ю.М. Гончаров. – 2-е изд. – М., 1986 (ЖЗЛ).
Занятие 7
Система образов в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка»
Программа
1. «Светлое царство» в изображении А.Н. Островского (обычаи, нравы, обряды. Общественное устройство берендеев).
2. Смысл эволюции характера Снегурочки в пьесе (от «холодного сердца» к «горячему»).
|
|
3. Образы – символы Весны и Мороза.
4. Противопоставление двух типов взаимоотношений (Снегурочка и Мизгирь – Купава и Лель) как основа сюжета пьесы.
5. Жанровое своеобразие, народно-поэтические традиции в пьесе.
Литература
Исследования
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1965.
Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского. – М., 1986.
Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX в. От Гоголя до Чехова. – М., 1988. – С. 76 – 90, 164 – 169.
Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. – 1-е изд. – М., 1982.
Лакшин В.Я. Театр А.Н. Островского. – М., 1985.
Лотман Л.М. Драматургия А.Н. Островского // История русской драматургии: Вторая половина XIX в.– начало XX в. До 1917 г. – Л., 1987. – С. 38 – 156.
Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. – 2-е изд. – М., 1974.
Дополнительная литература
Холодов Е.Г. Мастерство А.Н. Островского. – 2-е изд. – М., 1967.
Штейн А.Л. Мастер русской драмы. – М., 1972.
Занятие 8
«Бесприданница» А.Н. Островского и традиции
Русской драматургии
Программа
1. Место пьесы в контексте развития драматургического процесса во второй половине ХIХ века.
2. Специфика драматического конфликта: символический подтекст в пьесе. Смысл и назначение приема автохарактеристики. Роль музыкальных и стихотворных реминисценций.
3. «Купеческая» тема в свете высокой «шекспировской» проблематики и ее интерпретация А.Н.Островским.
4. Психологизм пьесы А.Н.Островского. Авторская позиция.
5. Идейно-художественное значение финала пьесы.
Литература