Исследования. Горячкина М. Художественная проза народничества

I

Плеханов Г.В. Гл.И. Успенский // Г.И. Успенский в русской крити­ке. – М.; Л., 1961 или в кн.: Г.В. Плеханов. Литера­тура и эстетика: В 2 т. – М., 1958. – Т. 2.

II

Горячкина М. Художественная проза народничества. – М., 1970.

Соколов Н.И. Г.И. Успенский: Жизнь и творчество. – М., 1968.

Пруцков Н.И. Глеб Успенский: Жизнь и творчество. – Л., 1971.

Дополнительная литература

Барабохин Д.А. Глеб Успенский и русская журналистика: 1862 – 1892-е гг. – М., 1961.

Спасибенко А. Писатели-народники. – М., 1968 (глава о Г. Успенском).

Занятие 2

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как «драматическая концепция» действительности

Программа

1. Романное пространство произведения.

2. Характер конфликта, социально-философская и нравственно-психологическая основа сюжета.

3. Раскольников и его «двойники» (Свидригайлов, Лужин, Лебезятников).

4. Роль диалогической структуры в раскрытии проблематики произведения, «психологизм», роль детали, символический контекст, библейские мотивы.

5. «Преступление и наказание» в исследованиях современных ученых.

Литература

Исследования

Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – Л., 1985.

Жук А.А. Философско-психологический роман Достоевского // Жук А.А. Русская проза второй половины века. – М., 1981. – С. 87 – 131.

Карякин Ю. Самообман Раскольникова. – М., 1976.

Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М., 1976.

Ляху В. О влиянии поэтики Библии на поэтику Ф.М. Достоевского // Вопросы литературы. – 1998. – № 4. – С. 129 – 143.

Страхов Н.Н. Преступление и наказание // Н.Н. Страхов. Литературная критика: Статьи 1 и 2. – М., 1984. – С. 96 – 112.

Занятие 3

Роман «Идиот» как художественная попытка

Создания образа «положительно прекрасного человека»

Программа

1. Идейно-эстетические искания Ф.Достоевского 1860-х – 1870-х гг. и его концепция «положительно прекрасного человека»:

а) соотношение гармонии и дисгармонии в сознании князя Мышкина;

б) идея спасения мира Добром и Красотой, трагический пафос ее крушения.

2. Женские образы в романе, их роль.

3. Особенности конфликта, структурно-композиционное своеобразие романа.

4. Образ повествователя-хроникёра.

5. Метафизика Достоевского (апокалиптические мотивы в романе).

6. Социально-историческое значение романа Ф. Достоевского «Идиот».

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: