Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». – Л., 1977.
Долинин А.С. Последние романы Достоевского. – М.; Л., 1965.
Кантор В. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. – М., 1983.
Мелетинский Е.М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны "Братья Карамазовы" – (Росс. гос. гуманит. ун-т) – М., 1996.
«О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие»: Сб. статей. – М., 1991.
Роберт Л. Бэлнеп Структура "Братьев Карамазовых" / Пер. с англ. – СПб.: "Академический проект", 1997.
Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевкого: Опыт критического комментария // В.В. Розанов. Мысли о литературе. – М., 1989. – С. 41 – 157.
Томпсон Д.Э. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти / Пер. с англ. – СПб.: Акад. проект, 2000.
Дополнительная литература
Белик А.П. Художественные образы Достоевского: Эстетические очерки. – М., 1974.
Бурсов Б.И. Личность Достоевского. – Л., 1974.
Селезнев Ю. В мире Достоевского. – М., 1980.
Занятие 7
Поиски идеала в творчестве Н.С. Лескова
Программа
1. Эволюция мировоззрения и творчества Н. Лескова в 1870 – 1890-е гг., сближение с Л.Н. Толстым.
|
|
2. Жанровое своеобразие повести «Запечатленный ангел».
3. Проблема русского национального характера в повести.
4. Повесть «Очарованный странник»: «праведники» и «чудаки» Н. Лескова.
5. Лесков – художник (сказовая манера повествования, специфика языка, связь с фольклором).
Литература
Исследования
Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. – М., 1979.
Горячкина М.С. Сатира Лескова. – М., 1963.
Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. – М., 1980.
Столярова И.В. В поисках идеала: (Творчество Н.С. Лескова). – Л., 1978.
Троицкий В.Ю. Лесков-художник. – М., 1974.
Тюхова Е.В. О психологизме Н.С.Лескова. – Саратов, 1993.
Занятия 8, 9
Эволюция «центрального героя творчества Л.Н. Толстого»
(Андрей Болконский – Пьер Безухов)
Программа
1. Идейные искания Толстого и его концепция личности в романе «Война и мир».
2. Индивидуалистическое и общественное начала в характерах Андрея и Пьера – критерий идейно-эстетической оценки. Наташа, Элен, Берг.
3. Построение характеров и законы сюжетосложения (раскрытие внутреннего мира героев в реальных обстоятельствах).
4. Средства раскрытия «диалектики души» Пьера Безухова и Андрея Болконского (поступки, авторские замечания, диалог, внутренний монолог, портрет, бытовая деталь и т.д.).
5. Генетическая связь Пьера Безухова и Андрея Болконского с героями толстовских произведений до и после «Войны и мира».
Литература