1. Культура выступает объективацией воли к познанию и воли к творчеству, которые устремлены к вдохновению. Осознанная таким образом, культура выступает первичной по отношению к цивилизации. Последняя есть механическое тиражирование идей культуры под воздействием воли к жизни и воли к власти.
2. В строгом смысле область культуры есть объективированное предельное бытие человека, выражающееся в науке и искусстве. Все остальные сферы человеческого бытия либо пред-культурны — пребывают в стихии рода и цивилизации, либо над-культурны — лежат за пределами объективации.
3. Глубинное противоречие культуры — это противоречие познания и творчества, которое проявляется на сегодняшний день в противостоянии фундаментальной науки и высокого искусства. Такое противостояние в своих глубинных истоках есть противоречие воли и вдохновения и разрешается в рамках культуры в личности Гения и его творчестве.
4. Прикладные сферы науки и искусства — технотворчество и ремесло — лежат за пределами культуры — в цивилизации, ибо в их создании доминирует воля к самосохранению и продолжению рода, которую направляет воля к власти. Можно предположить, что высокое искусство и фундаментальная наука рождены преодолением такой экзистенциальной ситуации, как тоска, тогда как в их прикладных формах доминирует стремление освободиться от скуки.
|
|
5. Если род выступает первенством женского над мужским, а цивилизация — мужского над женским, то в культуре они соединяются. Культура есть единство мужского и женского начал. Именно поэтому она возвышается над родом и цивилизацией как нечто более целостное.
6. Род порождает страсть, цивилизацию — воля, культуру — вдохновение. Однако в культуре вдохновение не свободно от страсти и направляется волей. Мужское и женское начала вторгаются в культуру в своем прежнем бытии. Культура пытается вознести их над этим прежним бытием, но, вознося, замыкает в произведении.
7. Единство мужского и женского в культуре проявляется как единство духовного и душевного начал. Но перетекающие друг в друга духовность-мужественность и душевность-женственность в рамках культуры являются узниками объекта культуры и отношений, привязанных к этому объекту. В жизни же объект культуры, соединяя мужское и женское, может парадоксально разделять их.
8. Можно ли трактовать противоречие познания и творчества в культуре как противоречие женского и мужского начал? Нет, хотя бы потому, что мужское начало попыталось забрать себе в культуре и познание, и творчество. Но если мужчина стремится именно к познанию и творчеству как объективации, то для женщины более характерно жизнетворчество как душевное познание и творчество — смягчение и углубление отношений между людьми, их возвышение и очеловечивание.
|
|
9. Мужское и женское в культуре наиболее полно соединяются и наиболее мучительно спорят в творчестве Гения, ибо Гений стремится разрешить конфликт культуротворчества и жизнетворчества в своем культуротворении. Поэтому Гений пребывает на границе культуры и стремится выйти за ее пределы.
10. Культуротворчество и культуротворение трагически обостряют жизненное одиночество мужчины и женщины и делают его предельным. Можно допустить, что преодоление такого одиночества возможно лишь на пути превращения культуротворчества и культуротворения в новое жизнетворчество и жизнетворение. Но это не возврат к прежнему пред-культурному жизнетворению как созиданию родового бытия, а очищение и возвышение его до создания личностного бытия. Иными словами, познание и творчество, созидающие культуру, должны стать самопознанием и самотворением.
Но здесь речь идет ужео запредельном бытии человека.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
· Андрос Є.І. Проблема свободи в контексті раціоналізації людського буття // Людина в цивілізації ХХI століття: проблема свободи. – К., 2005.
· Бахтин М. Искусство и ответственность: Литературно-критические- статьи. — М., 1986.
· Быстрицкий Е К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. — К., 1991.
· Вебер М. Наука как призвание и профессия // Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX века — М., 1979.
· Гоннаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. — М., 1991.
· Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975.
· Парахонский Б. Стиль мышления: философские аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры и познания — К., 1982.
· Попович М.В. Творчество и идея целостности // Світогляд і духовна творчість. — К., 1993.
· Попович М.В. Раціональність і виміри людського буття. — К., 1997.
· Поппер К. Логика и рост научного знания — М., 1983.
· Рыжко В. А. Научные концепции: социокультурные, логико-гносеологические и практические аспекты.— К., 1985.
· Соловьев В. Общий смысл искусства // Философия искусства и литературная критика. — М., 1991.
· Табачковський В.Г., Булатов М.О., Хамітов Н.В. та ін. Філософія. Світ людини. Курс лекцій. – К., 2003.
· Федоров Н. Философия общего дела // Сочинения. — М., 1982. — Т.1.
· Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М., 1986.
· Фролов Н. Т., Юдин Б. Г. Этика науки. — М., 1986.
· Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопросы философии. — 1993. — № 5.
· Хайдеггер М. Искусство и пространство // Время и бытие. — М., 1993.
· Хамитов Н. Одиночество в жизни и в тексте // Философская и социологическая мысль. — 1993.— №6.
· Хамитов Н. Освобождение от обыденности: искусство как разрешение противоречий жизни. — К., 1995.
· Хамитов Н., Крылова С. Философский словарь. Человек и мир. — К., 2006.
· Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. — М., 1992.
· Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993.
ЧАСТЬ 3
Запредельное бытие человека
Лишь символ — все бренное,
Что в мире сменяется;
Стремленье смиренное
Лишь здесь исполняется;
Чему нет названия,
Что вне описания,
Как сущность конечная
Лишь здесь происходит,
И Женственность Вечная
Сюда нас возводит.
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ
§ 50