Эволюционная школа

Ранняя история науки

Ещё в Древнем Египте были те или иные этнографические исследования, где были описаны соседние народы (Палермский камень, записи на гробницах и др.), позже появляются наблюдения из Месопотамии и раннебиблейских текстов. Но, первым исследователем применившим метод непосредственного наблюдения, а также честно описавшего на основании их народы, следует считать Геродота:

Геродот описывает одну за другой страны, подвластные персидскому царю, говорит об их народах, добросовестно пересказывая все, что ему о них известно: их происхождение (главным образом по легендам), образ жизни, религия, обычаи... В целом Гердот, и как историк, и как географ, и как излагатель обильных этнографических сведений, знаменует собой некий переходный этап - от стиля наивно безыскусственного летописания к научному исследованию; от доверчивого пересказывания мифов - к рационалистической их критике.

Гай Юлий Цезарь оставил потомкам Записки о Галльской войне, которые как и другие сочинения знаменитого полководца, имеют огромный исторический и фольклорный материал. Так, рассматривая военный потенциал кельтов, Ю. Цезарь сравнивает их с германскими племенами.

Богатейший этнографический материал собрал римский историк Корнелий Тацит. Уже в своих ранних работах историк пытается систематизировать увиденное - откуда, например, произошли народы Британии, чем объясняется их историко-этнографическое многообразие.

Средневековье и эпоха Великих географических открытий.

После падения Западной Римской империи (476 г.), центр науки перемещается на восток - к Византии, менее затронутой и пострадавшей от набегов. Данный период знаменуется произведениями таких авторов как Прокопий Кесарийский, который оставил ценнейшие источники о славянах, где даёт описание быта и культуры антов и склавинов, их расселение и внешний вид. В дальнейшем важные источники по истории оставили Иордан, Константин Багрянородный, Анна Комнин и другие.

Но, как наука этнография зародилась в XIX веке.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА.

Основателем считается Эдуард Тэйлор (1832—1917), написавший капитальный труд «Первобытная культура» (1871 г.), где автор делает следующие выводы (основная концепция данной школы):

  • 1. Культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному.
  • 2. Существующие различия между народами не имеют отношения к расовым различиям, а отражают лишь достигнутый уровень культурного развития.
  • 3. Все конкретные элементы культуры у каждого народа либо изобретены самостоятельно, либо заимствованы у соседей, либо унаследованы от прошлых эпох.

Также Э. Тэйлору принадлежит введение такого понятия, как «пережиток». Например, разбитое зеркало, которое носит рудиментарный характер, но тем не менее вера о том, что это к неудаче сохраняется до сих пор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: