Классическая социология начала XX в

В начале XX в. в общественной жизни происходили значительные изменения, что не могло не отразиться на развитии социологического знания.Капитализм вступил в свою развитую стадию, которая характеризовалась революциями, мировыми войнами, волнениямив обществе. Все это требовало разработок новых концепций общественного развития.Одним из виднейших представителей социологии, оказавшим влияние на создание классической социологии стал Э. Дюркгейм (1858—1917 гг.). Французский социолог во многом опирался на позитивистскую концепцию О. Конта, однако пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии.

1. Натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы.

2. Социологизм – утверждение автономности и спецмфмчности реальности, превосходства ее над индивидами.

Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать объективную социальную реальность, в частности, что социология должна изучать социальные факты.

При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения.

Другим элементом социальной теории Дюркгейма, объединяющим ее с концепцией Конта, является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства.

Он выделяет два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет второй:

1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаи

ческим обществам, в которых действия и поступки людей однородны;

2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.

Важным условием солидарной деятельности людей является

соответствие выполняемых ими профессиональных функций их

способностям и наклонностям.

М. Вебер (1864—1920 гг.) полагал, что только индивид обладает мотивами, целями,интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит изсовокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.

Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип. Идеальный тип — это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем.

Она служат основой понимания человеческих действий и исторических событий. Общество как раз и является таким идеальным типом. Оно предназначено для того, чтобы одним термином обозначить огромную совокупность социальных институтов и связей.

Другим методом исследования для Вебера является поиск мотивов человеческого поведения.

Чтобы понять мотивацию человеческого действия, исследователю необходимо поставить себя на место этого человека.

Только в совокупности с ним социальная статистика может стать ядром методологической базы социологии. Именно метод исследования мотивов человеческой деятельности лег в основу теории социального действия.

В рамках этой теории Вебер выделил четыре его типа:

целерациональное, ценностнорациональное, традиционное, аффективное.

Важным элементом социального учения Вебера является также теория о ценностях

Значительное внимание Вебер уделял также исследованию вопросов социологии власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию — специально созданный аппарат управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: