Ереси Древней Церкви: гностицизм, монтанизм и манихейство. Опровержение Церковью этих заблуждений

Еретические учения появились во времена апостолов. Апостолы предостерегали от лжеучений. Ересь переводится как «выбор». Еретиком человек становится тогда, когда Церковь указывает на его заблуждение, но он упорствует.

Гностицизм.

Гнозис –«тайное знание». Черты гностических сект:

· Мир создан злым Богом

· Есть два Бога: хороший и плохой

· Пренебрежительно относились к человеческому телу

· Призывали к аскетической жизни

· Тело держать «в ежовых рукавицах»

Примечание: некоторые впадали и в противоположную крайность невоздержания и гедонизма.

Христос для гностиков пророк, посланный Богом улучшить мир.

Гностики были увлечены цифрами, тайными паролями.

Монтанизм.

Происходит от основателя секты – Монтана. Он считал себя пророком. Учил, что Дух Святой действует через него. Откровения Христа продолжаются через него. По мнению Монтана, есть 3 эры:

· I эра – эра Бога-Отца

· II эра – эра Бога-Сына

· III эра – эра Бога-Святого Духа

Дух являет откровение его двум пророчицам. Говорил о скором приближении конца света.

Манихейство

Основатель – чародей Мани. Течение возникло в Персии. Познал многие религиозные учения. Жил в 3 веке. Был очень образованным. Увлекался живописью, политикой, музыкой.

Хотел объединить разные аспекты мировых религий. Его представление о мире похоже на гностическое. Христос для него один из великих людей от Бога. Манихейство было очень популярно. Просуществовало до средних веков, благодаря умелой конспирации.

Одним из ярких борцов с этим учением был Ириней Лионский. Написал большой труд, в котором опровергал еретиков.

Для чего создано манихейство?

· Чтобы это было удобно людям Запада и Востока. Универсальная религия.

Своих последователей делила на:

· Избранные (элита, знали учение)

· Внемлющие (общая масса верующих, ученики)

Считалось, что душа человека перевоплощается.

Учение Мани преследовали императоры в частности Диоклетиан.

Опровержение Церковью этих заблуждений предприняли многие отцы ранней церкви. Так, например, Ириней Лионский впервые выдвигает апостольское преемство как критерий истинности православной церкви.

БИЛЕТ №5

Миланский эдикт и его значение для истории Церкви. Церковно-государственные отношения при императорах Константине Великом, Феодосии I Юстиниане Великом. Теория симфонии между Церковью и государством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: