Вопросы для обсуждения
- Определить специфику умственного развития детей дошкольного возраста.
- Изучить особенности общения детей дошкольного возраста: а) общение со взрослыми (значение, особенности, формы общения (по М.И.Лисиной)); б) общение со сверстниками (значение для развития, особенности).
- Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Игра и другие виды деятельности: бытовая, трудовая, изобразительная, конструктивная, их значение для психического развития ребенка.
- Развитие личности дошкольника.
- Кризис 7 лет причины, симптомы, психологические новообразования.
- Проблема готовности ребенка к школьному обучению. Рассмотреть понятие психологическая готовность к школьному обучению, выделить основные компоненты и дать им характеристику: интеллектуальная, личностная, эмоционально- волевая готовность.
1. Законспектировать (статьи):
- О.М.Дьяченко. Об основных направлениях развития воображения дошкольника.
- Якобсон С.Г. Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников. // Вопросы психологии- 1999. - №5 – с. 3.
- Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников. //Вопросы психологии. – 1999. № 4. с. 28.
- Кравцова Н.Н. Психологические новообразования в дошкольном возрасте. //Вопросы психологии. – 1996 - № 6.
- Ермолова Г.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет. //Вопросы психологии, 1999 - № 1, с. 50.
Основная литература:
- Аверин В.А. Психология детей и подростков – СПб – 1998.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология – М., 1999.
- Выготский Л.С. с.с. в 6 т. – М., 1984, т. 4
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников – М., 1984.
- Мухина В.С. Детская психология – М., 1999.
- Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс – М., 2001.
Дополнительная литература:
- Кулагина И.В. Возрастная психология – М., 1999.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология – Минск, 1987.
- Мухина В.С. Возрастная психология – М., 2000
- Немов Р.С. Психология. т. 2 – М., 1995.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М., 1996.
Тема 3. Психология младшего школьника 2ч./
Вопросы для обсуждения
1. Раскрыть специфику социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.
2. Адаптация первоклассника к школе: проблемы, уровни, пути решения. Проблема дезадаптации.
3. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе.
4. Дать характеристику учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте. Обозначить основные компоненты учебной деятельности и ее особенности.
5. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка (особенности развития восприятия, памяти, мышления, развитие речи). Становление произвольности познавательных процессов.
6. Развитие личности ребенка младшего школьного возраста.
Практические задания:
1. Разработать рекомендации для родителей (или учителей) по проблеме адаптации ребенка
к школе.
2. Написать научную статью по проблеме психологической готовности ребенка к школьному обучению.
3. Законспектировать:
- Кризис семи лет. Кн. Выготский Л.С. С.с. в 6т, т.4. – 1982. с. 376-385.
- Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка. Основные периоды психического развития ребенка.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников.
- Акимова М.К., Козлова В.Г. Природные особенности ребенка и трудности учения.
Из кн. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. /Составитель И.В.Дубровина. – М., 1998. с. 52, с. 56, с. 68, с. 88, с. 99, с. 106, с. 114.
Основная литература:
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков – СПб., 1998.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М., 1968.
3. Крайг Г. Психология развития – СПб., 2000.
4. Мухина В.С. Возрастная психология – М., 2000
5. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя – М., 1998.
Дополнительная литература:
1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология – М., 1999.
2. Психическое развитие младших школьников: эксперимент психологического исследования /под ред. В.В.Давыдова – М., 1990.
Тема4. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста 2ч./
Вопросы для обсуждения
- Рассмотреть особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте.
- Изучить анатомо-физиологические особенности подростка, влияющие на психическое развитие.
- Определить особенности общения подростков. Особенности учебной деятельности подростка.
- Развитие познавательной сферы подростка и ее характеристика. Определить особенности интеллектуального развития в юности.
- Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту. Ранняя и поздняя юность: проблемы возрастных границ.
- Ведущий вид деятельности в юности: проблема профессионального выбора, специфика отношения к учебной деятельности в старшем школьном и юношеском возрасте.
- Развитие личности старшеклассника
Основная литература:
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков – СПб., 1998.
2. Крайг Г. Психология развития – СПб., 2000.
3. Мухина В.С. Возрастная психология – М., 2000
4. Кон И.С. Психология ранней юности.-М.,1989
5. Кле М. Психология подростка – М., 1991.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – СПб, 1999.
Дополнительная литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология – С., 1999.
2. Кулагина И.В. Возрастная психология – М., 1999.
3. Фридман Л.Ф., Кулагина И.В. Психологический справочник учителя – М., 1998.
4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М.,1996
Тема 5. Психология зрелости и старости 2ч./
Вопросы для обсуждения
- Дать общее понятие «взрослости», «зрелости», «старости». Понятие возрастные часы.
- Рассмотреть взрослость в различных периодизациях.
- Особенности биологического и физического развития в период взрослости.
- Определить особенности развития личности в взрослости и старости: а) когнитивное развитие, б) личность, семья, в) установление близких отношений.
- Кризис 30 лет, середины жизни, смерти: симптомы, психологический смысл.
- Проблема долголетия.
Практическое задание: Подготовить лекцию на тему: «Жизненные кризисы и их роль в психическом развитии человека на разных возрастных ступенях» (с мультимедийной презентацией). Раскрыть их сущность, причины, возможности предупреждения или преодоления.
Основная литература:
- Абульханова- Славская К.А. Стратегия человеческой жизни.-М.,1991
- Абрамова Г.С. Возрастная психология – М., 1999.
- Гамезо М.В. Возрастная психология: развитие личности от молодости до старости – М., 2000.
- Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций.-М.,2005
- Крайг Г. Психология развития – СПб, 2000.
- Толстых А. Возрасты жизни – М., 1988.
- Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.-М.,2002