Тема 2. Психология ребенка дошкольного возраста 2ч./1ч

Вопросы для обсуждения

  1. Определить специфику умственного развития детей дошкольного возраста.
  2. Изучить особенности общения детей дошкольного возраста: а) общение со взрослыми (значение, особенности, формы общения (по М.И.Лисиной)); б) общение со сверстниками (значение для развития, особенности).
  3. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Игра и другие виды деятельности: бытовая, трудовая, изобразительная, конструктивная, их значение для психического развития ребенка.
  4. Развитие личности дошкольника.
  5. Кризис 7 лет причины, симптомы, психологические новообразования.
  6. Проблема готовности ребенка к школьному обучению. Рассмотреть понятие психологическая готовность к школьному обучению, выделить основные компоненты и дать им характеристику: интеллектуальная, личностная, эмоционально- волевая готовность.

1. Законспектировать (статьи):

- О.М.Дьяченко. Об основных направлениях развития воображения дошкольника.

- Якобсон С.Г. Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников. // Вопросы психологии- 1999. - №5 – с. 3.

- Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников. //Вопросы психологии. – 1999. № 4. с. 28.

- Кравцова Н.Н. Психологические новообразования в дошкольном возрасте. //Вопросы психологии. – 1996 - № 6.

- Ермолова Г.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет. //Вопросы психологии, 1999 - № 1, с. 50.

Основная литература:

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков – СПб – 1998.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология – М., 1999.
  3. Выготский Л.С. с.с. в 6 т. – М., 1984, т. 4
  4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников – М., 1984.
  5. Мухина В.С. Детская психология – М., 1999.
  6. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс – М., 2001.

Дополнительная литература:

  1. Кулагина И.В. Возрастная психология – М., 1999.
  2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология – Минск, 1987.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология – М., 2000
  4. Немов Р.С. Психология. т. 2 – М., 1995.
  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М., 1996.

Тема 3. Психология младшего школьника 2ч./

Вопросы для обсуждения

1. Раскрыть специфику социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.

2. Адаптация первоклассника к школе: проблемы, уровни, пути решения. Проблема дезадаптации.

3. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе.

4. Дать характеристику учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте. Обозначить основные компоненты учебной деятельности и ее особенности.

5. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка (особенности развития восприятия, памяти, мышления, развитие речи). Становление произвольности познавательных процессов.

6. Развитие личности ребенка младшего школьного возраста.

Практические задания:

1. Разработать рекомендации для родителей (или учителей) по проблеме адаптации ребенка

к школе.

2. Написать научную статью по проблеме психологической готовности ребенка к школьному обучению.

3. Законспектировать:

- Кризис семи лет. Кн. Выготский Л.С. С.с. в 6т, т.4. – 1982. с. 376-385.

- Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка. Основные периоды психического развития ребенка.

- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников.

- Акимова М.К., Козлова В.Г. Природные особенности ребенка и трудности учения.

Из кн. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. /Составитель И.В.Дубровина. – М., 1998. с. 52, с. 56, с. 68, с. 88, с. 99, с. 106, с. 114.

Основная литература:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков – СПб., 1998.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М., 1968.

3. Крайг Г. Психология развития – СПб., 2000.

4. Мухина В.С. Возрастная психология – М., 2000

5. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя – М., 1998.

Дополнительная литература:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология – М., 1999.

2. Психическое развитие младших школьников: эксперимент психологического исследования /под ред. В.В.Давыдова – М., 1990.

Тема4. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста 2ч./

Вопросы для обсуждения

  1. Рассмотреть особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте.
  2. Изучить анатомо-физиологические особенности подростка, влияющие на психическое развитие.
  3. Определить особенности общения подростков. Особенности учебной деятельности подростка.
  4. Развитие познавательной сферы подростка и ее характеристика. Определить особенности интеллектуального развития в юности.
  5. Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту. Ранняя и поздняя юность: проблемы возрастных границ.
  6. Ведущий вид деятельности в юности: проблема профессионального выбора, специфика отношения к учебной деятельности в старшем школьном и юношеском возрасте.
  7. Развитие личности старшеклассника

Основная литература:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков – СПб., 1998.

2. Крайг Г. Психология развития – СПб., 2000.

3. Мухина В.С. Возрастная психология – М., 2000

4. Кон И.С. Психология ранней юности.-М.,1989

5. Кле М. Психология подростка – М., 1991.

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – СПб, 1999.

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология – С., 1999.

2. Кулагина И.В. Возрастная психология – М., 1999.

3. Фридман Л.Ф., Кулагина И.В. Психологический справочник учителя – М., 1998.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М.,1996

Тема 5. Психология зрелости и старости 2ч./

Вопросы для обсуждения

  1. Дать общее понятие «взрослости», «зрелости», «старости». Понятие возрастные часы.
  2. Рассмотреть взрослость в различных периодизациях.
  3. Особенности биологического и физического развития в период взрослости.
  4. Определить особенности развития личности в взрослости и старости: а) когнитивное развитие, б) личность, семья, в) установление близких отношений.
  5. Кризис 30 лет, середины жизни, смерти: симптомы, психологический смысл.
  6. Проблема долголетия.

Практическое задание: Подготовить лекцию на тему: «Жизненные кризисы и их роль в психическом развитии человека на разных возрастных ступенях» (с мультимедийной презентацией). Раскрыть их сущность, причины, возможности предупреждения или преодоления.

Основная литература:

  1. Абульханова- Славская К.А. Стратегия человеческой жизни.-М.,1991
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология – М., 1999.
  3. Гамезо М.В. Возрастная психология: развитие личности от молодости до старости – М., 2000.
  4. Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций.-М.,2005
  5. Крайг Г. Психология развития – СПб, 2000.
  6. Толстых А. Возрасты жизни – М., 1988.
  7. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.-М.,2002

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: