Профессор В.Н.Филатов
заведующий кафедрой социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением ГОУ ДПО СПбМАПО Росздрава»,
главный специалист по вопросам экономики и управления здравоохранением
Комитета по здравоохранению Санкт–Петербурга
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Экономические законы - объективная основа (базис) предпринимательства.
Юридические законы, мораль, этика - ограничение области предпринимательства.
Экономика - наука о распределении ограниченных ресурсов.
Коммерческие и некоммерческие структуры разделяются по способу распределения прибыли.
Прибыль = Доход - Затраты
Прибыль - неотъемлемый компонент хозяйственной деятельности.
Прибыль - основа развития организации и необходимый компонент хозяйственной деятельности.
Цель субъекта хозяйственной деятельности - выполнение сверхзадачи.
Маркетинг - максимизация получения дохода на рынке путем оптимизации обменов.
Менеджмент - средства оптимизации затрат для обеспечения данного уровня дохода.
Информация - питательная среда предпринимательства.
Доход формируется пациентом. От его решения принять медицинскую услугу или отказаться от нее зависит благосостояние организации и ее работников.
Центр деятельности медицинского учреждения - удовлетворение потребностей покупателя, что требует сосредоточения на интересах конечного потребителя -пациента.
Закон эффективного предпринимательства: достижение собственных интересов продавца достигается только при отказе от концентрации на них, а при фокусировании на требованиях покупателя.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Менеджер - дирижер ограниченными ресурсами.
Цикл бизнеса - это расходование ресурсов для получения дохода от продажи медицинских услуг и восполнение ресурсов на новом расширенном уровне. Источник расширения — прибыль. Цель менеджера - максимизация прибыли.
Менеджер выполняет функции:
• планирование - определение целей и смысл их выполнения;
• принятие решений - определение оптимальных средств достижения целей;
• организация - структурная организация людей и вещей для достижения целей в полном объеме;
• руководство - стимуляция людей к достижению целей;
• координация - сознательные усилия, поддерживающие и синхронизирующие различных участников и действия, чтобы они работали гармонично в достижении целей;
• контроль- сопоставление полученного результата с поставленными целями и коррекция средств достижения.
Менеджер должен обладать мастерством:
• техническое - возможность использования методов и средств частных областей;
• человеческое - возможность существовать среди людей и вести их за собой;
• концептуальное - возможность видеть все взаимодействия в выполнении работы.
Менеджер играет различные роли:
• межперсональные - формальный руководитель, лидер, посредник;
• информационные - наблюдатель, распространитель, заявитель;
• решающие - распределение ресурсов, переговоры, антрепренерство.
Работа менеджера может быть воспринята с трех точек:
• функции, которые он выполняет;
• мастерство, в котором он нуждается;
• роли, которые он играет.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование - решение о том что будет сделано и каким образом будет сделано.
Ответ на вопрос "что" ведет к определению к целей, а "каким образом" - к определению методов достижения этих целей.
Этапы планирования
Текущие деловые оценки
- Ключевые внутренние тренды
- Ключевые внешние тренды
- Возможности/проблемы
Цели и задачи
Оценка возможностей
- Потенциальные возможности
- Стоимости/риски
- Приложение к ключевым участникам
- Соответствие возможностям
Развитие стратегии
- Общая стратегия
- Первый план действий
- Бюджет
- Пересмотренный план
Исполнение
- Представление участникам
- Мониторинг
- Изменения
Планирование включает в себя сопряжение интересов всех элементов организации и внешней среды.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ. КОНТРОЛЬ.
Принятие решений - это всегда выбор между двумя и более альтернативами.