Возрастной период | Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Какая сфера психики развивается | Новообразования возраста | |
Раннее детство | Младенческий 0-1 год | Непосредственное эмоциональное общение | На познание отношений | Личностная, потребностно-мотивационная | Потребность в общении, эмоциональных отношениях |
Раннее детство 1-3 года | Предметно-манипуляционная деятельность | На познание предмета | Познавательные процессы | Речь и наглядно-действенное мышление | |
Детство | Дошкольный возраст 3-7 лет (2-6 лет) | Ролевая, сюжетная, игровая | На познание отношений | Личностная, потребностно-мотивационная | Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст 7-11 лет | Учебно-познавательная | Начало изучения наук | Интеллектуально-познавательная | Произвольность. Внутренний план действий. Самоконтроль. Самовоспитание. Рефлексия | |
Отрочество | Подростковый возраст 11-15 лет | Деятельность общения в процессе обучения, организации трудовой деятельности | Системы отношений в разных ситуациях | Личностная | Стремление к взрослости, самооценке, подчинение нормам коллективной жизни |
Старший школьный возраст 15-17 лет | Учебно-профессиональная, морально-личностная | Основы профессии | Личностная, познавательная | Мировоззрение, профессиональные интересы |
Критерии периодизации:
|
|
· Ведущий вид деят-ти
· Особенности соц. ситуации развития
· психолог. новообразования возраста
· кризисы:
1) к. новорожденности
2) к. 1 года (с физиологической т.зр. обусловлен прямохождением с резким расширением поля деят-ти; проявление - эмоциональное)
3) к. 3 лет (к.самоутверждения, самостоят-ти – негативизм, упрямство, плаксивость, противоречия взрослому). К. разрешается к 3,5-4 годам гармонизацией отнош-й со взрослыми
4) к. 7 лет (связан с адаптацией реб-ка в школе. Это нормативный к. Обусловлен сменой соц.сит.развития)
5) к. 11-12 лет (подростковый к. Обусловлен началом полового развития (пубертатный период))
6) к. юности (проявляется в крушении жизненных планов, разочаровании правильности выбора специальности и т.д.)
Коммуникативная деят-ть учителя - это деятельность общения, с помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся, регулирует взаимоотношения между обучаемыми. К.д.у. бесконечно разнообразна и насыщенна. Чаще всего учителю приходится вступать в речевое общение с учениками; не менее разнообразны и такие речевые ситуации, когда в качестве адресата учителя выступают его коллеги, и, наконец, достаточно часто приходится учителю адресовать свое высказывание не коллегам (прежде всего родителям учеников).
|
|
Разным может быть «канал общения»: чаще всего в речевой практике учитель вступает в контакт, используя устную форму речи. Но достаточно активно протекает и письменная коммуникация (например: написание отчетов по итогам работы, составление аннотированных списков, обзоров, рецензий на методические пособия; составление характеристик учеников; ведение личных записей типа дневника и записной книжки и т. д.). Учителю, как и любому участнику коммуникации, приходится решать разные коммуникативные задачи, вступать в общение с определенным коммуникативным намерением (интенцией): «информировать», «воздействовать», «побуждать».
Педагогические функции коммуникации:
· Информационная (реализуется в учебно-воспитательной деятельности и взаимодействия между учителем и учеником;
· Познавательная (помогает пониманию и изучению окружающего мира, личности, коллектива, себя);
· Экспрессивная (позволяет доступно, интересно и эмоционально-выразительно передавать знания, Умения и навыки);
· Управленческая (помогает управлять своим поведением и влиять на других людей).
Педагогические требования к организации деятельности школьников: определение четкой цели предстоящей работы, общественно-полезная направленность деятельности, коллективный характер труда, разнообразие видов деятельности, посильность и доступность и т.д.
Непременным требованием к организации любого вида деятельности является создание условий обязательного переживания воспитанником положительных эмоций и, главное, чувства удовлетворенности собой и веры в свои силы и возможности (А. С. Белкин). Не менее важно так инструментовать деятельность, чтобы она способствовала
планомерному "сдвигу мотива на цель" (А.Н.Леонтьев), т.е. формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности. Наконец, организация каждого вида деятельности должна подчиняться обусловленным его спецификой организационным правилам, касающимся объема, места, времени (дозирования) и т.п.
Технология организации развивающей деятельности школьников по типу рефлексивного управления в отличие от авторитарного предполагает постановку воспитанника в позицию активного субъекта познания, общения, труда и социального оценивания, осуществляемых в общей системе коллективной работы; развитие способности ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности); организацию педагогического процесса как решение учебно-познавательных и других задач (проблем) на основе творческого взаимодействия (диалога) педагогов и воспитанников.
Таким образом, главное в технологии организации различных видов развивающей деятельности школьников - не регламентация их деятельности, не жесткая опека и диктат, а побуждение к творческому саморазвитию, формирование потребности в нем, вооружение средствами самовоздействия и всестороннее стимулирование активности и самостоятельности. Педагог же в этом процессе выполняет две взаимосвязанные функции: строит предметное содержание деятельности детей и организует их совместную коллективную деятельность.