Во второй половине XVIII в. во многих европейских странах распространяется новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Его появление было вызвано глубоким кризисом, который переживал феодально-абсолютистский режим. По идейной направленности сентиментализм - одно из явлений Просвещения. Идейной основой сентиментализма стал протест против аристократического общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях. В основе эстетики лежит «подражание природе»(как и в классицизме), идеализация патриархального быта.
Черты:
-уход от прямолинейности в описании характеров и их оценке
-субъективность подхода к миру
-культ чувства
-культ природы
-культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности
Особенности русского сентиментализма:
-сильная дидактическая установка
-выраженный просветительский характер
-введение разговорных форм в литературный язык
Ник.Мих.Карамзин - русский писатель, поэт, журналист, историк. Из дворян Симбирской губернии. Затем, по настоянию отца, Карамзин переехал в Петербург и поступил на военную службу в гвардейский Преображенский полк. Вскоре юноша оставил военную службу и отдался литературному труду, начав с переводов. Поселившись в Москве, он вошел в кружок просветителя Н.И. Новикова и принял участие в выпуске первого русского журнала для детей — «Детское чтение». Заграничное путешествие, изложенное в «Письмах русского путешественника». Карамзин много сделал для развития русского литературного языка, освободил прозу от обветшалых, архаических форм, выработав легкую, изящную интонацию фразы, обогатив словарный состав.
|
|
Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791—1792) и повести «Бедная Лиза» (1792; отдельное издание 1796) открыли в России эпоху сентиментализма.
Поэзия Карамзина, развивавшаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина.
Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников. Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет.
Особенности творческого пути А.С. Грибоедова. История создания и публикации «Горя от ума». Чацкий как герой эпохи 1810 –1820-х годов и «вечный» конфликт «старого и нового». Элементы классицизма, романтизма и реализма в комедии.
|
|
А.С.Грибоедов(1795-1829) – русский писатель и дипломат. В одиннадцать лет, он поступил в университет. Когда ему было 15, будущий драматург получил звание кандидата словесных наук. Тем не менее, Грибоедов очень сильно стремился к знаниям, и продолжил своё обучение, сначала на юридическом, а потом и на физико-математическом факультетах Московского университета. В это время он увлёкся литературой, часто бывал на литературных собраниях, конференциях и начинает писать свои первые литературные произведения.
Замысел «Горя от ума» связан с политическими настроениями российского общества после войны 1812г. Грибоедов начинает работу над комедией на Кавказе в должности секретаря по иностранной части. Опасаясь московской цензуры, он едет с комедией в Петербург, она стала событием, но не публиковалась. При жизни автора были опубликованы лишь отрывки, полного текста – в 1861г.
В образе Чацкого ограждены черты декабриста эпохи 1816 -18 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего, он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Конфликт старого и нового один из основных в русской жизни того времени. Этот вечный конфликт занимает большое место в литературе XIX века, например, в таких произведениях, как Оҭцы и дети, Гроза. В основе комедии – столкновение прогрессивных взглядов Чацкого с косным «фамусовским» обществом, «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий - новатор, он мыслит, а все остальные идут по "старому пути" и их всё устраивает, они не хотят ничего менять и воспринимают Чацкого и его новаторство в штыки т. к. сами довольно глупы и находятся в плену стереотипов, навязанных им другими, они абсолютно безыдейные.
Черты реализма:
-речевая индивидуализация персонажей отражает характеры героев
-типизация героев
Черты классицизма:
-быстрое развитие действия, острый диалог, насыщенность афоризмами
-правило 3х единств (кроме единства времени)
-говорящие фамилии и имена персонажей