Особенности культуры Казахстана ХІХ века. Школа “Зар-Заман”. Труды Д.Бабатайулы, Ш.Канайулы, М.Монкеулы и т.д

Худ. культура дореволюц. Каз-на вобрала в себя как новации, рожденные эскплуатацией, так и традиц. черты, свойственные патриархально - феодальному строю.Литературные процессы шли по 2 направлениям: устное народное творчество и письм. литература.Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лирико-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц, загадок и т.д.В многочисленных айтысах (состязаниях) 19-начала 20 в. отличались сотрословием, находчивостью, импровизацией, глубоким знанием обычаев, традиций, языка акыны Жанак, Шоже, Акан сери, Суюнбай, Жамбыл, Сара Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал.Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881).В своем произведении «Зар-Заман» он называет эпохой скорби период каз. истории после присоединения Каз-на к России.Шортанбай критикует новую соц. группировку в казахском обществе, бейство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений.Описывает тяжелую жизнь бедняков, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерие.Его беспокило разрушение традиц. соц. отношений и кочевого скотоводства.Шортанбай-поэт-пессимист.Не находя выхода из положения, он призывает людей искать защиту в религии.Дулат Бабатайулы (1802-1874).В стихах «Осиет наме» воспевает прошлую жизнь каз. народа.Он осуждает действия казахских ханов 18 в.Выступает за сохранение традиц. образа жизни.Разоблачает представителей местной власти, грабительский хар-р колониальной адм-ции.Мурат Монкеулы (1843-1906).В своих произведениях «Казтуган»,«Ушкиян» высказывает недоброжелат. отношение к переселенцам, он идеализировал прошлое время казахов, критиковал пороки капитализма.Он – поэт религиоз. направления, защищает устои ислама в каз. степи.Вместе с тем активный борец против колониализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: