Испытание и оценка

Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации на уроке или дома. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими, возникает потребность в усовершенствовании изделия.

Применяя метод проектов, я учитываю следующие моменты:

Все пять компонентов могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон).

Момент моделирования. Учащийся задает себе вопрос: “А что если?” (Сумочка в форме капусты или шоколадки, ржаная мука вместо пшеничной)

Для закрепления ЗУН создаются мини-проекты. (Кулинария – приготовление завтрака)

С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.

Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.

Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с деятельностью педагога и учащихся: см. Таблица1

Таблица 1

Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога Формы и методы
Поисковый этап Постановка цели Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы Уточняют информацию Обсуждают задание Мотивирует учащегося Объясняет цели проекта Наблюдает · проблемная беседа · рассказ · консультация · сам. работа
Анализ и обработка информации Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов Распределение ролей в команде Формируют задачи Уточняют информацию (источники) Выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе) Наблюдает · экскурсия
Конструкторский этап Планирование Сбор и уточнение информации Выбор оптимального варианта Уточнение планов деятельности Работают с информацией Проводят синтез и анализ идей Выполняют исследование Наблюдает Консультирует Организует, активирует и направляет поиск на выработку идей, помогает в выборе решения Беседа Дискуссия Дизайн- анализ Ролевая игра Сам. работа
Технологический этап Выполнение Выполнение запланированных технологических операций Текущий контроль качества Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию Выполняют исследование и работают над проектом Осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности Проводят контроль качества обработки изделия Оформляют проект Наблюдает Советует (по просьбе) Обеспечивает материальную базу Косвенно руководит деятельностью учащихся Организует и координирует процесс изготовления Знакомит с новыми приемами обработки материалов Беседа Показ Упражнение Сам. работа Практическая работа (заполнение технологической карты)
Заключительный этап Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Анализ достижения поставленной цели Осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования Готовят документацию к защите Оказывает помощь Организует защиту и обсуждение проектов · беседа · дискуссия · консультация · деловая (ролевая игра)
Защита Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов Оценка Защищают проект Участвуют в коллективной оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта Аргументировано оценивает работу учащихся над проектом · - имитационно-деятельностная игра

Оценка проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее на каждом этапе проекта.

Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому - сам продолжает совершенствоваться.

Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы ежегодно проводится диагностика и анкетирование по выявлению творческого потенциала учащихся. Результаты показывают увеличение мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.

В тематике проектных заданий по своему предмету я учитываю вопросы домашней экономики, экологии Омской области, современного дизайна, одежды, интерьера, предметов быта, гигиены.

Метод проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей.

Результатом моей работы является творческая деятельность моих учеников:

Ежегодно 15% выпускников школы поступает в СУЗы и ВУЗы на факультеты: дизайн, парикмахерское искусство, “Изобразительное искусство и ДПИ”, “Изобразительное искусство и МХК”.

Сотрудничая с кафедрой технологии Омского областного института повышения квалификации работников образования, я ежегодно принимаю активное участие в региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области “Поиск”. Подготовила участника ХХХVII-ой конференции в 2005 году с выступлением на тему: “Решение проблемы визуальной изоляции в интерьере современной квартиры”. В 2006 году участника ХХХVIII –ой конференции по теме “Современная мозаика в интерьере”. Данные материалы вошли в информационный банк научного общества учащихся “Поиск” и предложены к распространению в городе и области. Опыт работы “Мода и современные технологии в дизайне одежды” обобщен и одобрен в 2004 году Омским государственным институтом сервиса, используется коллегами в школах города и области.

Руковожу школьным кружком “Дизайн”. Работы коллектива носят исследовательский характер в области конструирования, моделирования и дизайна одежды, предметов домашнего обихода. Кружок ежегодно участвует в городских и областных конкурсах моды и дизайна. Учащиеся стали победителями городского конкурса сувенира “Ликующая победа” в 2005 году.

Сотрудничаю с учреждениями дополнительного образования города Омска и Омской области. Принимаю участие в выставках декоративно-прикладного искусства. В 2006 году на областной выставке “Народные ремёсла России”, посвященной 290-летию города Омска, декоративные работы учащихся (предметы быта, инкрустированные керамикой) получили положительные отзывы.

Организовала работу учащихся трудовой бригады по реализации проекта “Лучший двор 2006 года”, в рамках празднования 290-летия города Омска.. Проект занял первое место среди дворов Октябрьского округа города Омска.

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует его становлению как будущего специалиста, семьянина, гражданина.

Список используемой литературы.

1. Байбородова Л. В. Серебрянников Л. Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Методическое пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

2. Каневец О.Ф. Технология: Тетрадь для учащихся 5,6,7 классов.- Саратов: Лицей,2002.

3. Касьянов В. П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.- О.: 2004.

4. Крапивина Н. В. Технология 7кл.- Саратов: Лицей, 2005.

5. Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Личностно- деятельностные технологии обучения: Учебно - методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.

6. Межуева Ю.В. Технология 5,6 кл.- Саратов: Лицей, 2006.

7. Найденская Н. Г., Новокщенова Е. В., Трубецкова И. А. Человек. Образ. Стиль.- М.: Издательство “Познавательная книга плюс”,2002.

8. Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2003.

9. Сасова И. А. Тетрадь творческих работ по технологии- М.: Вентана - Граф, 2003.

10. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений – м.: АРКТИ, 2005.

11. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П. С., Синица Н. В. Технология 8 кл.-М.: Вентана - Граф,1997.

12. Смирнов А. Мир профессий: Человек - художественный образ.- М.: Молодая гвардия, 1989.

13. Соломатин А. М. Изучение технологии с основами краеведения в 5-9 классах общеобразовательных учреждений г. Омска (вариант 2, девочки).- О.: 2002.

14. Павлова М. Б., Сасова И. А., Питт Дж., Гуревич М.И. Технология 5 кл.- М.: Вентана- Граф, 2003


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: