В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи, которую заимствует из музыки. Кандинский считал, что цветовые пятна и линии выражают универсальный порядок. Постепенно в его живописи вытесняются образы реальности. Они заменяются эмоциями и переживаниями от этой реальности.
Он предпочитает делить свои работы на импрессии (первые яркие впечатления от окружающего мира, натуры), импровизации (внутренние переживания от чего-то материального, духовное переосмысление натуры) и композиции (высшая ступень выразительности, где каждый элемент и цвет имеет взаимосвязь и своё место).
Кандинский успевает везде. Он знаком с самыми влиятельными художниками того времени. Он в курсе всех художественных и философских течений своего времени. Но ничто не увлекает его на столько, что бы быть полностью во власти моды и тенденций. Он ищет своё. «С миру по нитке» постепенно складывается что-то индивидуальное.
Уникальность его натуры ещё в том, что он универсалий. Он пишет картины, сочиняет стихи, публикует критические статьи, преподаёт, создаёт либретто, проектирует ювелирные украшения, одежду, мебель, посуду, монументальные росписи…
|
|
«Беспредметность искусства есть искусство чистых ощущений, это есть молоко без бутылки, живущее само по себе в своем виде, и оно не зависит от формы бутылки, которая вовсе не выражает его сути и вкусовых ощущений.»
Казимир Малеви ч
1910 год – знаковый для Кандинского. Тогда он создаёт первую абстрактную акварель и заканчивает свой труд «О духовном в искусстве», который он активно обсуждает с Шёнбергом, отражающим похожие идеи в своём творчестве.
В «О духовном в искусстве» он задёт основные постулаты абстракционизма, сформированные за пять-шесть лет.
В своём трактате он всячески призывает к духовному началу, не только в создании произведения, но и в восприятии их.
В какой-то момент он приходит к мысли отказа от изобразительности в пользу беспредметного начала, выразительности линий, пятна, цвета, формы. Кандинский утверждает, что абстракция была в любой культуре и работала выразительно (орнаментальность).
Он совсем не стремиться к обобщению принципов абстрактной живописи, напротив он отвергает любое систематизирование, считая искусство – деятельностью в первую очередь духовной, не ограниченной простыми эмоциями (радость, печаль, злоба и т.д.), а имеющими более глубокую и широкую палитру восприятия, выходящую за привычные физические способы понимания сути.
Детально рассматривает он взаимодействие краски и формы. Приводя в пример различные сочетания и объясняя их созвучия или же напротив не сочетания относительно форм как таковых, так и относительно большой картины. Каждая форма несёт в себе нечто космическое, которое незаметно задевает душу за живое.
|
|
Определённый порядок использования цвета для передачи внутреннего наиболее выразительно он заимствует из музыки.
Он не считает подобные мысли своими и только своими идеями. Не отрицает он того, что подобное было в искусстве ранее: геометрическая изобразительная основа первобытного искусства, сочетание разных форм искусства в появилось ещё в готике.
И уже в 1911 этот труд будет обнародован. Сначала выдержки из него буду прочитаны на заседании Всероссийкого съезда художников Н.И. Кульбиным, а потом включены в отчёт этого же съезда.
В декабре 1911 года в Мюнхене основывается объединение «Синий всадник» в соавторстве с Францем Марком.
«Название Синий всадник мы придумали за кофейным
столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий.
Марк - лошадей, я - всадников. И название пришло само.»