Жилище

Эскимосские стойбища состоят из нескольких жилищ для 3-4 родственных семей. Эскимосские жилища делятся на зимние и летние летние жилища представляют из себя конические палатки на деревянных или костяных жердях, крытые шкурами похожие на чукотские яранги. Более интересными представляются зимние жилища Э. полуземлянки и иглу. Полуземлянки наиболее характерный для эскимосов вид жилища. Для постройки такого жилища выкапывали четырехугольную яму глубиной более метра, по углам которой ставились столбы высотой до 4 м. Затем строили стены из досок. Крыша делалась костром, из толстых бревен. Посередине крыши оставлялось окно — квадратное отверстие. Пол настилался из досок. В середине его оставлялось место для очага. Дымовым отверстием служило окно. В северных районах Аляски кухня находилась сбоку от длинного подземного коридора, который вел в жилище. У кадьякцев вход в жилище был наземный и представлял собой квадратное отверстие в метр величиной. Снаружи жилище было обложено дерном и засыпано землей.

Самым известным видом эскимосского жилища, конечно, являетя иглу, что на языке инуит и значит «дом». Иглу имели не очень большой ареал распространения, а сейчас практически не исчезли. В 19 веке они были характерны в основном для центральной части канадской и американской Арктики. На Лабрадоре, в северных районах Аляски и Гренландии иглу также были известны, но служили лишь временными жилищами при переездах в охотничьих экспедициях. Куполообразную хижину из снега сооружали из блоков, вырезанных специальным ножом. Прямоугольные блоки снега до полуметра в длину, плотно подгоняли друг к другу, укладывая слоями по кругу. Каждый следующий слой сдвигался чуть ближе к центру; так получался сферический купол. Места стыков между «кирпичами» заливали водой, которая на морозе тут же превращалась в лед или уплотняли рассыпчатым снегом. Один из строителей находился внутри иглу, другие подавали ему материал. Когда завершалось, внутри зажигали каменный жирник – лампу с моховым фителем, в которой горел тюлений или олений жир. После того, как внутренние стенки иглу начинали подтаивать, жирник тушили, и внутренняя поверхность покрывалась сплошным слоем льда. В глубоком снегу рыли входной коридор, который на ночь для защиты от белых медведей баррикадировали глыбой плотного снега. Потолок и стены покрывали оленьими шкурами, неплотно прибивая их костяными или деревянными колышками. Благодаря воздушной прослойке между шкурой и коркой льда, стены дома не таяли. Отапливали иглу при помощи жирников. Внутри было остаточно тепло, около20 градусов по Цельсию.

Внутренняя структура жилища эскимосов традиционно довольно проста. Основной мебелью жилища являются приподнятые над полом, накрытые травяными циновками снежные нары, служащие кроватями и емкостями для хранения продуктовых запасов. Спят на них головой внутрь жилища, ногами к стене по несколько человек или даже семей. Так же для хранения строили специальные помосты на деревянных сваях, над коридором в иглу, для хранения лыж, и каяков.

По воде Э. передвигались на лодках двух типов каяках и байдарах. Каяк - одно-, двухместная короткая лодка, полностью обшитая кожей тюленя, с оставленным отверстием для человека. Байдара (умиак) – широкая лодка на деревянном сетчатом каркасе, обшитая по днищу шкурами моржа, грузоподъемностью до 4 тон. Предназначена для переездов семьями и перевоза вещей. Управлялась она как и каяк одним веслом, в 19 веке начал использоваться простой парус.

Для передвижений по суши использовались, веерно запряженные собаками, нарты; лижи сухоступы: небольшие эллиптические деревянные обручи с ременным переплетом; костяные шипованые накладки на обувь для хотьбы по льду; канрак- очень короткие охотничьи, на костяных полозьях сани для перевоза добычи или перевоза лодок, в которые запрегается сам владелец.

Одежда

До контактов с европейцами алютиик шили парки из меха медведей, каланов, лисиц, сурков, сусликов и из шкурок бакланов, гагар, топорков реже оленей. С развитием обмена с чукчами-оленеводами получили широкое распространение именно оленьи парки. [13]

Мужская одежда Э. 19 века состояла из узкого натазника из нерпячьей шкурки, рубахи из ольего меха – атук (зимняя мехом внутрь и наружу, летняя только мехом внутрь), меховых штанов(чулки), торбазов (меховых сапог до середины голени из нерпы), пояса из нерпячьей кожи для подпоясывания рубахи и кухлянки(парки) из оленьих шкур с капюшоном.[14] Разительно отличались от общеэскимосских оленьих парок, кухлянки житьелей тихоокаенского побережья америки. Их парки вплоть до 20 века шились из рыбьих кож и птичьих шкурок с украшениями из меха евражек и, что важно, без капюшена и воротника.

Женщины носили на голом теле кожаные натазники, кожаную рубаху и двух или однослойный меховой комбинезон с капюшоном-мешком для ношения детей. На ноги женщины тоже одевали торбаса, но более высокие, чем у мужчин.

И для мужчин и для женщин характерна верхняя непромокаемая одежда с капюшоном - камлейка из кишок и пузырей млекопитающих для выхода в море. Так же мужчины и женщины носят меховые шапки и варежки только во время переездов или охоты, остальное же время Э. ходят с непокрытой головой.

Прически женщин и мужчин были достаточно просты. Женщины носили прямой пробор и две косы, а мужчины до 20 века коротко стригли или выбривали волосы на голове, оставляя длинными круг волос на затылке.

До 19 века татуировка была распространена среди почти всех эскимосских групп, от Гренландии до Чукотки. В 20 веке ее можно встретить повсюду у канадских эскимосов, кроме эскимосов дельты р. Макензи и восточного Лабрадора, но только у людей старшего поколения. Татуированы почти исключительно женщины, мужчины татуировались крайне редко, обычно кругами по 1.5 – 2 сантиметра в диаметре у уголков рта или одной-двумя короткими линиями. Узоры татуировки женщин тождественны орнаменту эскимосской меховой и кожаной аппликации, гравировки на кости. Основное назначение татуировки — украшение, но, в представлении эскимосов, она имела и другое значение: так, «медные» эскимосы считали, что татуировка необходима для женщин, потому что она сильно облегчает роды; у эскимосов нетсилик женщина без красивой татуировки не могла после смерти войти в «страну блаженства» на небе, где люди всегда сыты и счастливы, а попадала в «страну понурых голов» под землей, где люди всегда голодны и печальны.[15]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: