Научение в действии

Научение в действии, или научение через опыт, распространено чрезвычайно широко. Существует различие между знанием и навыком. Во многих областях люди должны выходить за пределы структур знания, чтобы развивать навыки действия. Для развития навыков исполнения необходимо, чтобы люди имели точные концепции целевых навыков, которые соответствовали бы их попыткам осуществить эти навыки. Исполнение на практике дает возможность переводить знания в квалифицированное действие. Люди используют информацию, которую они извлекают из практики, для того чтобы вносить изменения в пространственные и временные характеристики исполнения до тех пор, пока то, что они делают, не начинает максимально соответствовать их когнитивной концепции квалифицированного исполнения.
Функции последствий реакции
Результаты исследований не дают оснований считать, что последствия реакций являются автоматическими "творцами" человеческого поведения. Социально-когнитивная теория рассматривает научение через последствия реакции как в значительной степени когнитивный процесс. Совершая действия на практике, люди испытывают положительные и отрицательные последствия своих действий. Однако процесс научения на этом не заканчивается, так как люди обращают внимание на результаты своих реакций. Таким образом, подкрепление не автоматически усиливает тенденцию реагировать, а делает это, изменяя информационные и мотивационные когнитивные переменные. Например, исследуя образцы последствий реакции, исполнители могут различать концепции и правила поведения. Если последствия реакции оцениваются высоко, это также мобилизует и усиливает поведение. Другими словами, последствия, вопреки механистическому представлению, определяют поведение в значительной степени через мысли, играющие роль посредников. Термин "подкрепление" вводит в заблуждение, поскольку подразумевает автоматическое реагирование и "усиление" реакций; здесь можно провести аналогию с вождением автомобиля, который при продолжающемся давлении на педаль акселератора может оказаться не способным на дальнейшее ускорение. Регулирование поведения - это концепция, имеющая определенные преимущества перед концепцией подкрепления.
Эффективность научения в действии
Люди не одинаково искусны в извлечении знаний из последствий реакции. Они отличаются по знанию и опыту, на основании которого можно выбирать или создавать правила для осуществления поведения на практике, если эти правила не являются легко доступными. Научение, вероятно, наиболее эффективно тогда, когда последствия следуют за действиями немедленно, регулярно и без усложняющих явлений. Научение оказывается более трудным тогда, когда одни и те же действия не всегда вызывают одинаковые последствия. Научение на практическом опыте не гарантирует, что будут разработаны наилучшие альтернативные способы действия. Научение, происходящее на основе последствий практического опыта, если оно вообще что-то дает, ведет к развитию лишь достаточных, а не оптимальных навыков. Люди склонны скорее принимать удовлетворительные решения, чем продолжать поиск чего-то лучшего.
Научение на основании последствий практического опыта может быть неэффективным само по себе. Если у людей недостаточно развиты определенные навыки, эти навыки можно развить с помощью вербальных инструкций, из которых можно узнать, какие виды поведения являются наиболее функциональными. Кроме того, людей можно физически тренировать с целью побуждения их к совершению действий и к выполнению постепенно усложняющихся процедур моделирования. Как уже было отмечено ранее, социально-когнитивная теория рассматривает моделирование, ведущее к научению через наблюдение с использованием символических процессов, в качестве основного способа передачи новых способов поведения.
Прогнозирующее знание и предвидение
Для эффективного функционирования требуется, чтобы люди предвидели события и оценивали вероятные результаты различных действий. Последствия реакции создают ожидания или веру, а не связи типа стимул - реакция. Сигналы и стимулы приобретают прогнозирующую ценность в связи с последствиями реакции. Люди внимательно следят за теми аспектами окружающей среды, которые помогают им предсказывать последствия, и игнорируют те аспекты, которые этого не делают. Например, дети ведут себя в присутствии снисходительного родителя более вызывающе, чем в присутствии более требовательного родителя.
Знание последствий реакции и их прогнозирующей ценности создает возможности для совершения предусмотрительных действий.
Три взаимосвязанных источника - практический, символический и опосредованный - обеспечивают получение информации о последствиях, полезной для предсказания. Практическая информация извлекается из непосредственного переживания последствий реакции. Символическую информацию люди получают из объяснений, описывающих специфические обстоятельства, в которых будут иметь место положительные и отрицательные последствия реакции. Опосредованная информация приобретается в процессе наблюдения, в ходе которого определяется, с какими последствиями реакции сталкиваются другие. Для того чтобы сохранять прогнозирующую ценность сигналов, выученных вербально или символически, обычно требуется периодическое подтверждение через непосредственный опыт.
Создание точных прогнозирующих суждений требует внимания, памяти и интегративных когнитивных навыков. Часто людям приходится скрупулезно анализировать сбивающее с толку разнообразие сигналов, исходящих из окружающей среды, чтобы выделять те сигналы, которые имеют прогнозирующую значимость. После такого выделения необходимо оформлять соответствующие факторы в виде правил действия, которые можно обобщать. Большинство правил действия скорее передаются в процессе обучения, чем обнаруживаются через непосредственный опыт. Пояснительная обратная связь, обеспечивающая получение информации об условиях, при которых определенные последствия будут иметь место с достаточной долей вероятности, очень полезна при установлении прогнозирующих правил. Прогнозирующая точность людей может понизиться вследствие неправильного прочтения событий. Например, люди могут недооценивать угрозу, не замечать или неправильно воспринимать важные аспекты окружающей среды, слишком высоко оценивать достоверность своего знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: