№ п/п
| Наименование тем
| Содержание
| Объём в часах
|
|
|
|
|
1.
| Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития
| Предмет и объект исследования в психологии развития. Психология развития в системе психологического знания. Понятие возраста. Биологический возраст. Социальный возраст. Психологический возраст. Культурный возраст. Категориальная репрезентация возраста: созревание, становление, развитие. Жизненный путь индивида. Возрастные свойства, процессы, стадии. Нормативные критерии возраста и стереотипы. Символизм возрастных процессов. Возрастная субкультура.
Задачи и проблемы психологии развития. Феноменология возраста. Факторы психического развития. Закономерности и механизмы психического развития.
|
|
2.
| Методы исследование в психологии разви-тия
| Принцип объективности. Эксперимен-тальный план исследования. Понятие о методологии, методе и методике. Клас-сификация методов (Б.Г. Ананьев). Сущность организационных методов исследования (метод поперечных сре-зов, лонгитюдный, комплексный). Сущ-ность основных эмпирических методов исследования (наблюдение, экспери-мент). Сущность вспомогательных ме-тодов исследования (анкетирование, метод анализа продуктов деятельности, метод тестов и проблема диагностики в современной психологии). Сущность методов обработки данных (качествен-ные и количественные их характеристи-ки). Сущность интерпретационных ме-тодов (генетический, структурный). Психологический диагноз. Проблема нормы в психологии развития. Пробле-мы дефиниции при построении иссле-дования. Этика научного исследования.
|
|
3.
| Зарубежные теории психического развития
| Биогенетический подход. Психоаналитический подход к развитию ребенка. Бихевиористический подход.
|
|
4.
| Зарубежные теории психического развития (продолжение)
| Социгенетический подход. Когнитивные теории развития человека. Экологическая модель развития.
|
|
5.
| Теории психического развития в советской психологии: Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
| Л.С. Выготский и его школа. Ключевые понятия: высшие психические функции, интериоризация, деятельностное опосредование развития. Понятие психологического возраста. Структура и динамика психического развития. Возрастные кризисы. Периодизация детского развития. Понятия «социальная ситуация развития», «новообразование». Обучение и развитие. Понятие зоны ближайшего развития. Проблемы диагностики психического развития ребенка.
|
|
6.
| Теории психического развития в советской психологии: Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина
| Психологическая теория деятельности и возрастное развитие. Общая характеристика возрастного развития в онтогенезе. Понятие ведущего вида деятельности. Дошкольное детство, психология младшего школьника, подростка. Роль игры в онтогенезе личности. Симптомокомплекс подростничества: взаимоотношения с взрослыми, компания сверстников, личный дневник. Психология юношеского возраста.
Развитие теорий Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина в работах современных отечественных психологов: Б.Д. Эльконина, В.И. Слободчикова и др.
|
|
7.
| Младенчество и раннее детство (0-3 года)
| Социальная ситуация развития. Ведущие виды деятельности в младенчестве и раннем детстве. Кризисы 1-го и 3-х лет. Развитие мотивационной сферы и деятельности общения. Формирование сенсомоторной сферы ребенка. Речевое развитие. Новообразования.
|
|
8.
| Дошкольный возраст (3-6/7 лет)
| Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности. Формирование общения и произвольности в игре. Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы дошкольника. Особенности наглядно-образного мышления. Становление личности дошкольников. Новообразования возраста. Кризис 7-и лет.
|
|
9.
| Среднее детство (6/7-11/12 лет)
| Социальная ситуация развития. Учебная деятельность как ведущая. Развитие интересов и деятельности общения школьника. Формирование произвольности психических процессов и практической деятельности. Развитие восприятия, внимания, речи и понятийного мышления. Новообразования возраста.
|
|
10.
| Подростково-юношеский возраст (11/12-19/20 лет)
| Социальная ситуация развития и поведения подростка. Ведущие виды деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Развитие деятельности общения и потребностно-мотивационной сферы. Самосознание личности. Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте. Становление теоретического мышления, воображения, речи, восприятия подростка. Новообразования возраста.
|
|
11.
| Ранняя взрослость
| Проблема определения оснований для построения периодизации психического развития на этапе взрослости. Развитие личности взрослого человека. Профессиональная адаптация в ранней взрослости. Особенности семейных отношений в ранней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Когнитивное развитие в периоды ранней взрослости.
|
|
12.
| Средняя взрослость
| Развитие личности взрослого человека. Профессиональная адаптация в средней взрослости. Особенности семейных отношений в средней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Мотивационный кризис среднего возраста. Когнитивное развитие в период средней и взрослости.
|
|
13.
| Поздняя взрослость
| Особенности семейных отношений в поздней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Когнитивное развитие в период поздней взрослости. Психологические аспекты умирания и смерти.
|
|
Итого:
|
|